Чиновники Минэнерго и ФАС выясняют причины июльского скачка оптовых цен на нефтепродукты на 20-30%. Рост был спровоцирован ажиотажным спросом на топливных биржах, где продается лишь 10-15% производимого в стране бензина. Участники рынка одним из «зачинщиков» подъема биржевых оптовых цен на бензин в июле называют белорусские компании. Впрочем, в Минэнерго не разделяют белорусскую версию, а эксперты указывают, что первыми цены подняли НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти».
Об ажиотажном спросе на нефтепродукты на бирже свидетельствует доклад СПБМТСБ «Об объемах реализации нефтепродуктов посредством биржевых торгов и о ценовых трендах», который представили в Минэнерго к заседанию штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России. Согласно докладу, с 1 по 7 августа 2013 года на бирже спрос на бензин «Регуляр-92» превышал предложение на 96-212%, на «Премиум-95» - на 125-210%.
Источник в крупной нефтяной компании уверяет, что оптовые цены на бензин были взвинчены искусственно путем раздувания ажиотажного спроса на биржах, а накопленных резервов топлива вполне хватило бы для удовлетворения планового спроса на бензин.
ФАС уже пообещала найти виновных и потребовала от нефтяных компаний объяснений. По словам начальника управления ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, к 13 августа письменные объяснения причин роста цен на бензин в июле уже прислали «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и СПБМТСБ. Их аргументы сводятся к жалобам на повышение спроса на нефтепродукты в преддверии ремонта ряда НПЗ, на рост акцизов на высокооктановое топливо на 400-600 рублей за тонну, рост курса доллара и мировых цен на нефть. Кроме того, нефтяники ссылаются на то, что белорусские компании не поставили заявленные в межправсоглашениях объемы топлива.
При этом в июле текущего года на СПБМТСБ продано лишь 18,9 тыс. т автобензинов из Белоруссии из общего объема продаж в 507,5 тыс. т. А объем биржевых продаж автобензинов во втором летнем месяце составил 15,4% от общего произведенного в стране - 3,3 млн т (по оперативным данным Минэнерго).
Ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к Аркадию Дворковичу попросил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 150 тыс. т в месяц.
- О каком ценовом ориентире вообще идет речь, если в 2013 году доля белорусского бензина на рынке России составила всего 3%? Равняться на чью-то цену можно, если эта компания занимает существенную долю на рынке, - замечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика топливных рынков» Михаил Турукалов.
По словам представителя концерна «Белнефтехим», информация о том, что Белоруссия не выполняет свои договоренности по поставкам нефтепродуктов в Россию, неверна.
- В течение семи месяцев Беларусь предлагала к продаже на российский рынок около 3,2 млн т автомобильного топлива, но спроса на такой объем не было. Фактические продажи составили 860 тыс. т в соответствии с потребностями рынка, - заявил он. Получается, что данные белорусских компаний расходятся с данными ФАС и Минэнерго.
C середины июня по 2 августа, по данным «Аналитики топливных рынков», биржевая цена бензина «Регуляр-92» производства Рязанского и Ярославского НПЗ взлетела на 8600 рублей, или на 31%, до 36 600 рублей за тонну. Самарский бензин за этот же период подорожал почти на 8300 рублей (на 30%), до 35 660 рублей за тонну, а Уфимский - на 8500 рублей (на 32%), до 35 200 рублей за тонну. Если бы закупаемый на бирже бензин «Регуляр-92» производства Рязанского НПЗ и ЯНОСа реализовывался на московских заправках, то в конце июля это приносило бы убыток в размере 2,5-2,7 тыс. рублей на тонну, а «Премиум-95» - 1,8-2 тыс. рублей на тонну. В расчетах учтены транспортные затраты, операционные издержки среднестатистической АЗС в Москве и расходы на обслуживание кредита. Официально нефтяники не комментируют этот вопрос.
Однако независимые владельцы АЗС не успели «впасть в тотальный убыток», ведь за прошедшие полгода, когда оптовые цены на бензин падали или не росли, они успели заработать хорошую маржу.