13:2628.08.13

Эксперты обсудили возможность создания механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы

Эксперты обсудили возможность создания механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы

Как мы уже сообщали, правительство РФ намерено ужесточить контроль за экспортными и импортными ценами на рыбу и морепродукты, пошлины на которые будут снижены с 1 сентября в рамках обязательств по вступлению России в ВТО. Потери бюджета от снижения ставок только до конца года оцениваются в 4-4,2 млрд руб., поэтому для определения достоверной таможенной стоимости на эту продукцию планируется создать специальный центр мониторинга мировых цен на водные биоресурсы.

В минувший понедельник рамках круглого стола в аналитическом центр при Правительстве РФ представители рыбной отрасли обсудили возможность создания механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы.

Напомним, в соответствии с поручениями Президента России от 21 марта 2013 г. Правительство до 1 июня должно было представить предложения «о создании механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы в целях определения достоверной таможенной стоимости при их экспорте».
С точки зрения организаторов круглого стола, смысл создания механизма мониторинга мировых цен на водные биоресурсы сводится к тому, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между представителями отрасли и таможенной службой. Но оказалось, что эту позицию разделяют далеко не все участники обсуждения.

Резко против организации подобного мониторинга выступил руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. Он отметил, что вся информация о ценах на мировом рынке уже присутствует в открытом доступе и ее легко получить на российских и зарубежных сайтах. «Зачем тратить деньги и время для того, чтобы создавать то, что уже давно создано и очень эффективно работает и в Европе, и в Америке, и уж тем более в Азии? Через пару лет этот мониторинг вообще ни к чему будет, по крайней мере для таможни он будет не нужен, поскольку пошлины будут нулевые», - усомнился в целесообразности поручения представитель ФАР.

По мнению ряда отраслевых ассоциаций, идея создания механизма мониторинга цен на ВБР не лишена интереса. Несмотря на обнуление пошлин на водные биоресурсы, которое должно произойти к 2016 г., такой инструмент может пригодиться во взаимоотношениях рыбаков если не с таможенниками, то с налоговиками.

Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев напомнил, что в прошлом году в Налоговый кодекс были внесены изменения в части контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, то есть между российскими и офшорными компаниями. В связи с этим информация о конъюнктуре мирового рынка, в особенности о сделках между рыболовным предприятием и покупателем рыбопродукции за рубежом, а также о сделках между третьими лицами, уже сейчас тщательно анализируется ФНС. Для налоговой службы ценен именно официальный источник информации государственного органа Российской Федерации, который бы обобщал данные о сделках не между российскими лицами и зарубежными, а между зарубежными лицами за рубежом.

«Цена на рыбу ведет себя чрезвычайно загадочно, что делает небесполезной идею дополнительного аналитического изучения этой цены в агрегированных показателях», - указал глава АДМ. Сочетание разных методологий оценки и разных источников делает конечный результат более точным, а картину поведения ВБР более понятной.
Рынку нужны индикаторы, на которые можно ориентироваться, уверен исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков.

По его словам, аналитическая информация важна для принятия управленческих решений, и такой мониторинг повысит прозрачность рынка и доверие к нему не только со стороны органов государственной власти, но и, к примеру, кредитных организаций, работающих с рыбаками, переработчиками или трейдерами.

Идею поддержали представители как таможенной службы, так и налоговой, причем последние выразили заинтересованность в первую очередь в создании механизма для определения рыночных цен на российском рынке. «Зайти на сайт» - это крайне упрощенный подход, считают в Федеральной таможенной службе. Эксперты сошлись на том, что тотальный мониторинг всех видов ВБР избыточен, достаточно отслеживать цены на 20-25 наименований, которые составляют основу российского экспорта, а также некоторые валютоемкие, хотя и небольшие по объемам виды.

По словам Германа Зверева, если механизм мониторинга будет направлен на поиск достоверных данных о состоянии мирового рынка, это будет плюс для отрасли. Однако появление институциональной структуры, которая попытается монополизировать это исследовательское поле и выдать свой аналитический результат за единственно правильную и верную информационную базу, - это неверный шаг. С таким подходом согласны и в Федеральной налоговой службе: должна быть возможность для независимых лиц проанализировать массив данных и сделать собственные выводы.

Единодушного мнения не удалось достичь по вопросу, какой орган должен заниматься выработкой механизма и непосредственным осуществлением мониторинга. Президент ВАРПЭ Александр Фомин предположил, что это задача ФТС. Однако в ведомстве не уверены, что именно оно должно предлагать механизмы мониторинга мировых цен «на такую специфическую категорию товаров» и в свою очередь кивают на отраслевиков, «более предметно касающихся экспорта ВБР».

Росрыболовство и ФНС высказались за то, что наиболее точные и актуальные данные могли бы предоставлять отраслевые ассоциации, но за чей счет будет финансироваться эта работа, не уточнили. Участники рынка, напротив, склонялись скорее к тому, что такие исследования - прерогатива государства. В противном случае претензии к подобной деятельности в рамках одной ассоциации могут появиться у Федеральной антимонопольной службы, которая уже не раз грозила обвинениями в картельном сговоре, например за прогнозы колебаний цен на охлажденный норвежский лосось. В ходе дискуссии не раз упоминался некогда мощный ВНИЭРХ, который успешно справлялся и с мониторингом рынков, и с анализом вплоть до момента приватизации, после которой институт фактически перестал существовать.

«Сегодня нет полного представления о том, что происходит в отрасли. Функция выработки и выстраивания госполитики в области реализации рыбопродукции, экспорта или импорта ни за кем не закреплена. На наш взгляд, такой мониторинг нужно обязательно сохранить в рыбной отрасли. Нужно дать рекомендации правительству, чтобы оно все-таки вернулось к вопросу закрепления за Росрыболовством всего комплекса отношений - от вылова рыбы до ее реализации. Когда эта задача будет поставлена, в ходе ее решения будут предложены и механизмы мониторинга, и контроля этих цен», - заявил Александр Фомин.

Поделиться: