11:4513.09.13

Северный морской путь: освоение начинается

Северный морской путь: освоение начинается

Климатические изменения, грозящие значительно увеличить период навигации по Северному морскому пути, породили стремление мореходов открыть новый торговый маршрут, а военных моряков - освоить пространство, которое может стать новым театром противостояния, пишут Торгово-промышленные ведомости.

Пока внимание приковано к китайскому сухогрузу Yong Sheng, который проделал путь из порта Тайцан до голландского Роттердама с грузом металлических изделий на две недели быстрее, чем продолжалось бы плавание по обычному маршруту через Индийский океан и Суэцкий канал.

Однако плавание в северных водах привлекает не только торговые суда. На днях состоялась ледокольная проводка десяти боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота. Отряд вышел из Североморска и совершил переход по Баренцеву и Карскому морям, преодолев более 1,5 тыс. морских миль. Он сумел преодолеть районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля.

Причем 400 миль по районам со сложной ледовой обстановкой отряд сопровождали 4 атомных ледокола «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Если учесть, что флагман СФ - тяжелый ракетный крейсер «Пётр Великий» - также имеет атомную силовую установку, то сейчас во льдах Арктики сосредоточен весь атомный надводный флот России.

Двумя годами ранее Северный флот реализовал похожую операцию, когда отряд кораблей во главе с крейсером «Пётр Великий» провел ряд учений близ трассы Северного морского пути (СМП), а морские пехотинцы впервые в истории российского ВМФ осуществили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный архипелага Новосибирских островов.

Сегодня Северный морской путь - это кратчайший водный маршрут между Европой и Дальним Востоком. Он почти на 4,5 тыс. километров короче, чем путь через Суэцкий канал. Изменившиеся климатические условия позволяют проводить по нему суда с июля по конец ноября.

Маршрут этот не только короче, но и безопаснее: здесь нет пиратов, которые подстерегают торговые суда у берегов Сомали и которые до недавнего времени хозяйничали в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в Малаккском проливе.

Не добавляет уверенности в безопасном плавании по Красному морю и Суэцкому проливу ситуация в Египте, а также угроза начала военных действий в восточном Средиземноморье.

Поэтому плавание вдоль северных берегов России привлекает транспортные фирмы все сильнее. Если в 2010 году по СМП прошли всего четыре судна, то в 2011 году их было уже 34, а в 2012-м - 46. В этом году российские власти выдали разрешения на совершение 400 рейсов.

Значительную часть этих заявок подали китайские фирмы. Разрешения получили суда Da Cai Yun, судно Hong Xing без ледовых усилений. Также есть разрешение на плавание по СМП судна Nordic Bothnia, плавающего под флагом Гонконга.
Активность китайских транспортных фирм далеко не случайна. На долю этой страны приходится более 20% общего объема мировой торговли. При этом свыше 70% импорта и 55% экспорта перевозится морским транспортом.

Северный маршрут был одним из наиболее важных вопросов повестки 17-го заседания российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта, которое завершилось на днях в Пекине. Грузовая база, которая формируется в Китае, имеет ключевое значение в грузообороте стран АТР и Европы, считает министр транспорта Максим Соколов. Выступая по итогам заседания, он подчеркнул, что Россия большое значение придает «развитию Северного морского пути, так как китайская сторона проявляет к этому новому коридору повышенный интерес».

Ранее на возможное обострение борьбы за ресурсы Арктики указывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Вполне вероятно, что российские объекты нефти и газодобычи смогут быть объектами скрытых диверсий», - сказал он в июне, выступая перед участниками научно-практической конференции «Быть сильным: гарантия национальной безопасности России».

В декабре прошлого года он высказался более решительно: если Россия, дескать, не сумеет защитить свои экономические интересы в Арктике, то уже к середине XXI века может прекратить существование как независимое государство. Поэтому «нам крайне важно расставить вешки, нам крайне важно расставить периметр наших национальных интересов в этом (Арктическом) регионе. Если мы этого не сделаем, мы проиграем борьбу за ресурсы, а значит, проиграем большую борьбу за право иметь собственный суверенитет, независимость», - заключил он.

Однако есть и другие мнения. Так, представитель России в Арктическом совете Антон Васильев уверен, что в Арктике больше не осталось ресурсов для дележа. По его словам, распространяемая некоторыми СМИ информация о конкуренции держав в Арктике не соответствует действительности и не имеет под собой почвы. По его оценкам, более 90% природных ресурсов Арктики находится в территориальных водах соответствующих стран, поэтому «делить уже нечего». Что касается шельфа, то ведущаяся в этом направлении работа скорее сближает, чем разобщает, говорит он. Но при этом он признал, что в Арктике растет военное присутствие.

Возросшая активность Северного флота эксперты объясняют тем, что оживилось движение по Севморпути, а также началом разработок в этом регионе крупных нефтегазовых месторождений.

С освоением СМП для торгового мореплавания возрастет нужда и в атомных ледоколах, так как к 2020 году из пяти имеющихся четыре исчерпают свой ресурс. На смену им строятся еще 4 ледокола, которые планируется ввести в строй в том же 2020 году.

Тем временем вопросы освоения ресурсов полярных областей остаются в центре внимания международных экспертов. На днях они собрались в Санкт-Петербурге на международную конференцию по освоению ресурсов российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ. Она проводится раз в два года по инициативе Минэнерго, Министерства природных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию и других профильных госструктур при участии ученых РАН и представителей крупнейших компаний отрасли.

Среди важнейших тем - построение эффективного механизма международного сотрудничества на арктическом и дальневосточном шельфах. Наряду с этим участники встречи обсудят вопросы комплексного социально-экономического развития Арктики и пути повышения экологической эффективности нефтегазовых проектов.

Конкретнее вопросы будут обсуждаться в ходе круглых столов, посвященных геологоразведке, проблемам строительства и эксплуатации трубопроводных систем в условиях Арктики, нормативно-правовому регулированию освоения ресурсов шельфа и др. В конференции принимают участие представители 250 российских и иностранных компаний.

 

 

Поделиться: