08:3620.09.13

Правительство одобрило проект дефицитного бюджета РФ на 2014-2016 годы, заморозки тарифов не будет

Правительство одобрило проект дефицитного бюджета РФ на 2014-2016 годы, заморозки тарифов не будет

По оценке МЭР, динамика развития российской экономики остается неудовлетворительной. «Такой негативной обстановки у нас не было в последние пять лет, после глобального кризиса, - считает министр экономического развития Алексей Улюкаев. - Со второй половины 2012 года фиксируется ухудшение динамики экономического развития».

Принятый сегодня бюджет рассчитывался из базовой версии социально-экономического прогноза на 2014-2016 годы, подготовленного МЭР.

По расчетам министерства, рост ВВП запланирован в 2014 году на 2,8 проц, в 2015 - на 3,2 проц, в 2016 - 3,3 проц, рост инвестиций в основной капитал в 2014 году- на 3,9 проц, в 2015 - на 7,2 проц, в 2016 - 6,8 проц. Реально располагаемые доходы населения в 2014 году увеличатся на 3,6 проц, в 2015 - на 3,4 проц, в 2016 - на 3,4 проц.

Министерство также прогнозирует замедление оттока капитала с прогнозируемых по итогам 2013 года 70 млрд долларов до 30 млрд долларов в 2014 году, в 2015 году - 10 млрд долларов, в 2016 году может быть нулевое движение сальдо капитала.

Цена на нефть в базовом сценарии заложена на уровне 101 доллар за баррель в 2014 году, 100 долларов в 2015 и 2016 годах.

Улюкаев уверен, что инфляция в трехлетний период не превысит 5 проц. «Мы считаем, что в целом инфляцию по годам нам удастся удерживать в коридоре между 4 и 5 проц, - сказал он. - Расчетное значение инфляции по 2014 году - это 4,8 проц, затем с понижением до 4,4 проц к 2016 году».

Для того, чтобы выйти на заявленные показатели роста Минэкономразвития предлагает ряд мер по поддержке экспорта, малого и среднего предпринимательства, стимулированию внутреннего спроса.

«Совокупность мер, те структурные сдвиги, улучшение работы институтов в экономике, которые заложены в плане действий правительства, позволят выйти на траекторию устойчивого экономического роста в 3 проц, измеряемого в долях от ВВП в 2014 году», - подчеркнул Улюкаев. Он добавил, что в 2015 году эффект от реализации этих мер может привести к экономическому росту в 3,1 проц в долях от ВВП, а в 2016 году показатель роста может составить 3,3 проц.

Согласно одобренному правительством документу, в 2014 году доходы бюджета составят 13,57 трлн рублей, а расходы - 13,96 трлн (в соответствии с законом о бюджете на 2013-2015 годы планировалось 14,06 трлн и 14,2 трлн рублей соответственно).

Дефицит бюджета на следующий год запланирован на уровне 0,5 проц ВВП. В 2015 году главный финансовый документ страны ждет увеличение дефицита до 1 проц ВВП (доходы - 14,5 трлн рублей при расходах в 15,4 трлн рублей), а в 2016 году - снижение до 0,6 проц (15,9 трлн рублей доходов и 16,4 трлн рублей расходов).

Министр финансов Антон Силуанов отметил, что у федерального бюджета достаточно большие расходные обязательства и «увеличивать их в дальнейшем - в 2016-2017 годах - нет возможности». По его словам, в 2016 году объем ВВП вырастет к уровню 2008 года на 16,1 проц, за этот же период доходы бюджета увеличатся на 3,2 проц, а расходы - на 30,9 проц. «В реальном выражении, если мы посмотрим, то у нас достаточно большой объем расходов», - подчеркнул глава Минфина.

Снижение расходов бюджета будет обеспечено, в частности, переносом части программы госвооружения на более поздний срок, заморозкой зарплат военнослужащим и госслужащим, изменением подхода к накопительной пенсии для «молчунов».
Так, за счет пятипроцентного сокращения ряда не социальных расходов, удастся сэкономить в 2014 году 69,5 млрд рублей, в 2015 - 73,3 млрд рублей, в 2016 - 76,4 млрд рублей.

Заморозка индексации зарплат госслужащим и военным даст бюджету в следующем году 31 млрд рублей, в 2015 году 152 млрд рублей, в 2016 году 127 млрд рублей. Кроме того, Минфину удалось «сдвинуть вправо» расходы по госпрограмме вооружений в размере 300 млрд рублей на период после 2016 года.

Новый подход к пенсионной системе, когда накопительная часть пенсии для «молчунов» будет сокращена до нуля и переведена в солидарную принесет казне в 2014 году 102 млрд рублей, в 2015 году - 115 млрд рублей, в 2016 году - 132 млрд рублей.

Министр пояснил, что дополнительные доходы бюджета от налогового маневра, связанного с нефтяными доходами за три года, составят 174 млрд рублей. От сокращения теневого сектора экономики и введения более эффективного механизма уплаты налогов Минфин в 2014 году дополнительно получит 50 млрд рублей, в 2015 - 100 млрд рублей, в 2016 году - свыше 250 млрд рублей.

Также, по его словам, предусматривается получение дополнительных доходов в 2016 году за счет дивидендов компаний с госучастием, которые предлагается установить на уровне 35 проц от чистой прибыли по МСФО. Кроме того планируется, что в 2016 году дополнительные доходы бюджета от увеличения дивидендов «Роснефтегаза» за счет продажи 19,5 проц акций «Роснефти» составят 423,5 млрд рублей.

Силуанов отметил, что российская экономика в ближайшие три года «будет характеризоваться проведением целого ряда структурных реформ». Он напомнил, что с текущего года федеральный бюджет формируется по программному принципу. «Теперь будут важны не только расходы, но и результаты этих расходов. Причем программы будут оцениваться по результатам не только в правительстве, но и в Госдуме», - заметил министр.

Другой важной реформой Силуанов назвал пенсионную, которая начнется с 2015 года. Она будет стимулировать граждан к продолжению трудовой деятельности и к получению
«белой зарплаты».
Также министр упомянул о реформах здравоохранения, в том числе назвал постепенный переход к принципам страхового финансирования услуг в этой сфере. «Постепенно мы будем отходить от прямого бюджетного финансирования и приходить к финансированию через ФОМС», - отметил глава Минфина.

Он добавил, что значительные реформы ждут и сферу образования, напомнив, в частности, о реформе РАН. Кроме того, российские власти впервые начнут использовать для развития инфраструктуры средства Фонда национального благосостояния. «Новые инфраструктурные проекты дадут дополнительный толчок к росту нашей экономики», - уверен глава Минфина.

По мнению опрошенных ИТАР-ТАСС аналитиков, сокращение бюджетных расходов может негативно сказаться на будущем экономическом росте национальной экономики.

По мнению главного экономиста «Альфа-банка» Натальи Орловой, «в условиях, когда экономика имеет и так маленькие темпы роста, урезание расходов - это дополнительный удар, который провоцирует дальнейшее замедление». «Есть два выхода: либо искать средства для стимулирования инвестиций - это хороший вариант. Либо - накапливать дефицит. Будет стагнация, потом рецессия», - отметила она.

Аналитик финансовой компании «Открытие» Владислав Тихомиров уверен, что к сокращению расходов правительство вынудило сильное торможение экономики, которое в прошлом году было не очевидно.

«В прошлом году были надежды на то, что рост будет разгоняться. Были более оптимистичные ожидания по восстановлению и мировой экономики. Поскольку желания сильно наращивать заимствования и, следовательно, дефицит у правительства нет, то приходиться сокращать расходы», - сказал он.

Эксперт отметил, что не видит дальнейшей возможности для урезания государственных расходов. «В принципе макропрогноз, который лежит в основе бюджета, довольно консервативен, его нельзя назвать оптимистическим, поэтому оснований снова пересматривать бюджет в будущем, я думаю, меньше, чем можно предположить», - заключил эксперт.

Правительство решило не замораживать тарифы для населения на 2014 год. ЦБ РФ уточнит прогноз развития экономики РФ и таргет по инфляции на 2014-2016 годы на одном из ближайших советов директоров.

 

Поделиться: