В понедельник в Ново-Огареве на встрече Владимира Путина с членами правительства обсуждалась деофшоризация - по прошлогоднему поручению президента, нужно заставить компании и граждан платить российский налог с офшорных дочек.
Минфин во исполнение этого поручения внес в правительство законопроект об иностранных контролируемых компаниях (КИК), РСПП пытался уговорить министерство смягчить условия.
Путин поддержал базовую версию, подготовленную Минфином, рассказали два федеральных чиновника, участвовавших в обсуждении антиофшорного закона, и член РСПП. Закон Минфина - в том или ином виде - может быть внесен в Госдму, знает один из собеседников «Ведомостей».
«Отдельно именно закон КИК не упоминался, обсуждалась деофшоризация, в целом, - говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. -Президент выказал поддержку Минфину в этом вопросе: не обязательно закон будет одобрен, но обязательно надо принять во внимание позицию министерства по деофшоризации».
«Насколько приемлем для бизнеса одобренный президентом вариант, неизвестно - в последние дни Минфин провел много встреч с бизнесом, но мы не знаем, какая версия представлена президенту», - недоволен председатель РСПП Александр Шохин. Точка еще не поставлена, законопроект будет дорабатываться, обещает чиновник финансово-экономического блока правительства: у президента не было ни первого зампреда правительства Игоря Шувалова, ни РСПП. На этой неделе будут еще две встречи, возможно, у премьера Медведева и у помощника президента Белоусова, все может решиться к пятнице, надеются чиновники: что-то может поменяться, но не радикально.
Остались нерешенным многие вопросы, сетует Шохин, - прежде всего, какой должна быть акционерная доля в КИК у налогоплательщика. Согласно версии, внесенной Минфином в правительство, первые два года российские налоги с доходов КИК будут платить владельцы 50% и более - с учетом аффилированных. Через два года закон ужесточается, есть два варианта: если россияне владеют более чем 50% компании, налог придется платить каждому, у кого более 10%; если у одного владельца 25% с учетом аффилированных лиц, он будет платить российский налог. РСПП надеялся, что удастся оставить 50% на все время, но, как говорит федеральный чиновник, в одобренной Путиным версии нет даже переходного периода.
Переходного периода нет только в отношении доли владения, для всех остальных норм он остается, уточняет чиновник: по-прежнему первые два года будет повышенный порог по прибыли компании, признаваемой КИК, также будет освобождение от уголовной ответственности за нарушение закона.
РСПП требовал также вывести из-под действия закона о КИК публичные компании, продолжает Шохин. Этого исключения сделано не было, сообщает федеральный чиновник, убрано и исключение для иностранных публичных компаний, которое прежде было.
Еще один камень преткновения - какие страны и какие налоговые режимы можно вывести из-под налога. По законопроекту, под налог не подпадают компании из юрисдикций белого списка ФНС (служба составляет его, ориентируясь на то, как хорошо страна отвечает на ее запросы) - но эффективная ставка налога на прибыль не должна быть ниже 75% российской ставки налога в 20% (то есть не ниже 15%). «Бизнес настаивал на конкретной формуле расчета эффективной ставки, ее надо прописать в законе», - указывает Шохин. Например, была идея сравнивать иностранную эффективную ставку не с реальной российской, а также с эффективной (может быть гораздо ниже 20%).
По одобренной версии закона вместо 20% будет введена средневзвешенная ставка (от 13% до 20%), рассказывает чиновник Минфина. Ставка рассчитывается для конкретной компании исходя из структуры ее доходов (дивиденды и все другие) - если больше дивидендов, ставка стремится к 13%, и наоборот. Это поможет понизить планку для КИК, сделав закон мягче. К примеру, для компании, исходя из структуры ее доходов, при расчете получилась ставка 18%; чтобы компания считалась КИК, ее эффективная ставка налога в офшоре должна быть ниже 75% от 18% - а не 20%, как было прописано в законе раньше.