15:3724.02.15

Антикризисный бизнес воронежских предпринимателей получил мировое признание

Антикризисный бизнес воронежских предпринимателей получил мировое признание

Потеряв бизнес из-за кризиса, двое жителей воронежского райцентра Семилуки создали новый - на отходах.
Когда в 2008-м они остались без работы, начали "собирать бумажки". Не справки для биржи труда, а... мусор. Теперь у них прибыльная фирма, контракты с крупнейшими переработчиками вторсырья и - звание лучших эко-предпринимателей 2014 года в России.
"Что ты затеял? Нужно семью кормить!" - говорили дома.
- Родные не понимали, что это реальный бизнес. Сами посудите - можно потерпеть несколько месяцев, но не три-четыре года. А именно столько прошло, пока мы не начали опять зарабатывать, - вспоминает учредитель фирмы "Картон Черноземье" Петр Бойков. - Хорошо, что были сбережения, которые мы вкладывали в новое дело. До 2008-го и у меня, и у Игоря (Забоева - директора компании - "РГ") были другие проекты. Я занимался строительным бизнесом, отделочными работами. Заказы были расписаны на несколько лет вперед. Но в кризис многие клиенты отказались от своих планов, банки перестали выдавать кредиты. А в Семилуках мусор просто ветром повсюду носило. И мы увидели в этом шанс. Выгоднее всего, как казалось, было сдавать пластиковые бутылки, а бумага и картон тогда стали для нас социальной миссией, что ли. И Игорь оформил ИП...
Вдвоем они проезжали на машине по контейнерным площадкам, забрасывали в кузов коробки, топтали, чтобы уложить покомпактнее, а затем на арендованном складе прессовали и отвозили переработчику. Так же поступали с пустыми баклажками. Скоро поняли, что при таких объемах ни прибыли, ни прямых договоров с заводами не видать. "Лучше быть мелким ООО, чем крупным ИП!" - решили партнеры и стали искать деньги на хороший пресс, машину и закупку сырья. Подали заявку на грант в областной департамент экономического развития.
- Среди трехсот с лишним стартапов только наш проект был связан с экологией. У остальных - кролики, шиномонтажи, парикмахерские, развивающие центры... - продолжает Петр Бойков. - Нам дали 300 тысяч рублей, этого было недостаточно, а кредитовать молодое предприятие никто, конечно, не хотел. Случайно узнали про программу "Молодежный бизнес России" (МБР), там получили еще 150 тысяч. Для нас это было, пожалуй, спасением.
С новым оборудованием хлопот прибавилось. Днем собирали мусор, ночью прессовали, отправляли его на заводы, ездили за выручкой - все сами. А в 2011-м в отрасли случился локальный кризис - сдавать бумагу стало бессмысленно.
- Заводы платили по три рубля за килограмм, что не окупало расходы на сбор и перевозку. Свернулись многие наши конкуренты и даже переработчики макулатуры. Нас подстегивала необходимость отдавать кредиты. Выручила пленка и пластиковые ящики. Но бумагу мы не забрасывали, и когда ситуация на рынке улучшилась, мы уже в этой нише сидели крепко. Маленькие, но назойливые, - смеется Петр Бойков.
Фирма набирала обороты, а координатор программ МБР в Воронежской области Ирина Горелова наблюдала за процессом, упорно присылая ребятам приглашения на семинары по ведению бизнеса.
Днем собирали мусор, ночью прессовали, отправляли его на заводы - все делали сами
- Нам некогда было туда ходить! - разводит руками учредитель. - А она взяла и позвала на международный конкурс. Участники были из 38 стран, "Лучшим экологическим проектом в мире" назвали наш. Дали в Лондоне приз - деревянный трезубец. Финансовая поддержка не предполагалась. В Европе этот конкурс очень важен для имиджа, который учитывают при выдаче кредитов. Как "Оскар" в кино. Мы думали - в России встретят с цветами, воскликнут: "Как же вы такого добились?!" Но здесь наше мировое признание никого не взволновало. И когда мы в 2013-м задумали расширяться, никакие статуэтки для получения займа в банке не пригодились.
Им нужен был новый пресс за четыре миллиона рублей. Отдать под залог было нечего. Выручил фонд "Наше будущее": фирма получила беспроцентный кредит на три года, причем график погашения платежей составила сама. С прошлой весны пресс работает в Семилуках - на земле, которую предприниматели полтора года просили у местных властей и еще года три приводили в порядок: засыпали овраг, разбирали свалку. Теперь строят производственно-складской комплекс. Кредиты на стартап взяли в банке - без залога, зато под высокие проценты.
В прошлом году их снова настигло мировое признание. Сначала Петр Бойков и Игорь Забоев победили в номинации "Экология и здоровье" на российском этапе главного международного конкурса предпринимателей - Entrepreneur Of the Year Awards. А потом "Молодежный бизнес России" выдвинул их проект в финал конкурса Youth Business International, который состоится в марте в Дубае.
А на родине предстоит бороться с очередным кризисом. Подорожало оборудование, выросли транспортные расходы. Сырья пока хватает, но его объемы зависят от покупательской активности: львиную долю картона берут в сетях по продаже продуктов питания. Главная проблема, однако, связана с персоналом.
- Большинство заявляет: "На помойке работать не буду!" - это ниже их достоинства, что ли. Хоть 50 тысяч заплати, хоть 150, - поясняет Петр Бойков. - Изначально мы принимали в основном тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Это были люди с совершенно пустыми глазами - представьте, что вам в 20 организациях отказали, потому что статья "не та". Если и на помойку не возьмут, то путь один - обратно за решетку. У нас такие сотрудники держались год-два и уходили, будучи адаптированными для общества. Ну, а мы и рады.
Несмотря на сложности, компания планирует развиваться. Причем целым кластером: в "Объединение отходопереработчиков Черноземья" вошло 25 предприятий из Воронежской области. Они мечтают перенести свои мощности на единый участок (желательно, с недорогой электроэнергией). Внутренней конкуренции, по словам Петра Бойкова, не предвидится:
- У всех членов НП свой профиль - и у пленки, и у бумаги куча разновидностей. Кто-то сырье сортирует и подготавливает, кто-то выпускает полиэтиленовые гранулы, плечики для одежды, литые каркасы для бамперов, подкрылки, уплотнители... Мы хотим устроить замкнутый цикл. Готовая продукция конкурентоспособна: "вторичка" вдвое дешевле, чем первичное сырье, переработчик-производитель добавляет 10-15 процентов. Не говорю уж о пользе для природы.

Поделиться: