08:4513.04.15

Банки обяжут уведомлять клиентов о комиссиях под роспись

Банки обяжут уведомлять клиентов о комиссиях под роспись

Банки обяжут письменно предупреждать клиентов о всех их расходах на совершение операции - в том числе о комиссиях - перед собственно оказанием финансовой услуги. Свое согласие клиент должен будет подтвердить личной подписью. Как выяснили «Известия», такая норма включена в проект поправок в закон «О банках и банковской деятельности» после его доработки в рамках комитета Госдумы по финансовому рынку.
Законопроект был внесен в прошлом году и сейчас рассматривается в первом чтении. Первоначально он предусматривал устное уведомление банком клиента.
- Кредитная организация обязана до совершения банковской операции предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией, и взимаемого ею за совершение соответствующей операции, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также указать размер и состав расходов, которые понесет данный клиент в результате совершения соответствующей банковской операции, - говорится в доработанном тексте законопроекта, это новая формулировка новая формулировка части пятой 29 статьи «О банках и банковской деятельности».
В предоставленном для ознакомления документе должна содержаться в том числе информация о размере комиссии, которая взимается за совершение конкретной операции, или о ее отсутствии. Также оговаривается, что эти сведения доводятся до сведения клиента в месте проведения банковской операции в письменном виде, а клиент «проставляет собственноручную подпись на предоставленном кредитной организацией документе, содержащем информацию, указанную в настоящем пункте».
Эти нормы не распространяются на операции, совершаемые с помощью банкоматов: сейчас по закону банки и так обязаны предупреждать клиентов о размере комиссии по таким операциям. Перед окончанием расчетов с использованием банкомата данные о комиссиях должны отобразиться на экране банкомата, а после - на выданном чеке. Кроме того, сейчас законом предусмотрена обязанность банков предоставлять максимальную информацию о затратах, связанных с кредитными договорами. А иные банковские услуги сейчас оказываются клиентам без обязательного предварительного предупреждения их о полной сумме расходов, которые они понесут, воспользовавшись ею. Особенно это актуально для операций по купле-продаже иностранной валюты (такие операции проводятся только банках и их «операционных кассах вне кассового узла»), говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Так, на информационных табло банков может быть указан курс валют, который действителен лишь при совершении операции на определенную сумму. Но клиенты часто не учитывают это обстоятельство, в результате чего уже после узнают, что купили валюту по меньшему курсу, чем указано на табло. Необходимость письменного уведомления банками клиентов о комиссиях обоснована низким уровнем финансовой грамотности населения: граждане «зачастую не могут в полной мере оценить все свои затраты, связанные с совершением банковских операций», отмечено в пояснительной записке.
Реализация предлагаемой нормы, согласен аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, приведет «к росту защищенности конечного потребителя». По словам зампредправления «Тройка-Д Банк» Елены Русановой, письменное согласие клиента с получением его подписи предотвращает создание достаточно частых ситуаций несогласия клиента с суммой комиссии уже после проведения операции, при том что сотрудником банка в обязательном порядке озвучивается размер комиссии, а в операционных залах размещены в открытом доступе тарифы.
- Это имеет смысл при взаимоотношениях с клиентом, который воспользовался разовой услугой в банке, - говорит Русанова. - Те же, кто пользуется услугами банка на постоянной основе, как правило, ознакомлены с тарифами банка, и у таких клиентов будет вызывать недоумение требования письменного уведомления об одном и том же.
Начальник управления розничных продуктов Локо-Банка Светлана Повикалова тоже уверена, что внедрение правил предварительного письменного информирования клиентов увеличит время работы с каждым клиентом. В этом случае, предложила она, оптимизировать процесс можно будет путем расширения полей заявления на проведение той или иной операции.
В любом случае, говорят банкиры, новшество потребует затрат на доработку автоматизированных систем банка, потребует учета и порядка хранения уведомлений. Вырастет нагрузка и на представителей регулятора - Центрального банка - если предполагается формирование отчетности, подтверждающей исполнение новой нормы.

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:02Мурманск вошел в топ-10 городов, которые стоит посетить на 9 мая

17:2314 преступников из федерального розыска задержали в Мурманской области

16:12В Мурманске с 2022 года воплотили в жизнь 16 «Инициатив двора»

15:45Апрель в Мурманске стал самым холодным в этом веке

15:15Апатитская пенсионерка отдала мошенникам 4 млн рублей

14:36Праздник «Родной двор – родной город» пройдет в Мурманске в воскресенье

13:51Более 80% северян сдавали макулатуру только в СССР

13:22Благотворительный спектакль мурманского театра собрал более 300 тысяч на нужды СВО

13:15Главврач областной стоматологии и депутат Облдумы награждены за заслуги перед Заполярьем

13:09Мэр Мурманска пригласил горожан на субботник 4 мая

12:43В мурманский Экотехнопарк в кузове мусоровоза попал живой щенок

12:09Качество воздуха в Мурманской области улучшается. Но не везде

11:40КОЛОНКА РЕАКЦИИ. Катись отсюда!

11:14Что изменится в жизни мурманчан в мае

10:52Реконструкция дороги Апатиты - Кировск перешла в активную фазу

10:30Как приобрести жильё в Мурманской области с учётом высоких цен?

10:133 и 6 мая в центре Мурманска ограничат движение транспорта из-за репетиций парада

10:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Профессия или хобби?

Все новости