По данным Россельхознадзора, существенная доля молочной продукции в России является фальсификатом, в среднем на долю фальсифицированных продуктов приходится около 11% рынка.
Вполне вероятно, что за минувший год доля фальсификата на российском рынке выросла за счет появления заменителей молока на базе пальмового масла и других растительных масел и жиров, а также смесей на их основе. По данным Росстата в 2014 году 46,7 % молока в России производилось на хозяйствах населения, а 47 % в сельскохозяйственных организациях.
В иностранных торговых сетях достаточно давно реализуются «экологичные» виды продуктов питания, а также продукты для людей с различными формами непереносимостей, например, с непереносимостью лактозы. Для этой категории людей выпускаются специальные безлактозные виды молока, а также его растительные аналоги, например, соевое, миндальное, кокосовое молоко. Между тем, нет никаких гарантий, что недобросовестные производители в России не будут поставлять на розничные прилавки более дешевые молочно-растительные смеси, выдавая их за дорогостоящую «молочку». Несмотря на то, что на российском рынке присутствуют производители качественной молочной продукции, многие российские покупатели не в состоянии воспользоваться их предложениями в виду низкого уровня своих доходов. Высокая доля фальсификата на молочном рынке демонстрирует негативные процессы в российской экономике и доказывает, что государство уделяет мало внимания проблеме контроля продукции агропромышленного комплекса.
Современные пищевые добавки позволяют добиться совместимого с молоком вкуса, запаха, консистенции, текстуры. Высокие сроки хранения производитель может объяснить пастеризацией, с помощью которой обычно продлевают срок годности обычного пакетированного молока с 24 часов до 10 суток. Однако, если срок годности «молока» составляет несколько месяцев, то качество такой продукции должно насторожить покупателя.
Тамара Касьянова, первый Вице-президент «Российского клуба финансовых директоров»
-