Россия в ближайшие годы способна усилить свое присутствие на мировом рынке меда, емкость которого выше двух миллиардов долларов США и занять конкурентную нишу экологически чистых продуктов питания.
- Объем зарубежных поставок российского меда к 2020 году потенциально может вырасти с 3,5 до 10 тысяч тонн, - спрогнозировала министр сельского хозяйства в 2009-2012 годах. Елена Скрынник.
Как считает эксперт по аграрным вопросам, ключевыми факторами в успешном развитии экспорта может стать разработка и реализация комплексной программы по продвижению брендов меда российских производителей, например «Алтайского», «Башкирского» и других, а также необходимо создать системы сертификации, контроля качества в соответствии с международными стандартами, снятие торговых барьеров.
- На фоне общемирового тренда на здоровое питание Россия обладает всеми возможностями для капитализации своего уникального географического положения и природных особенностей, формирования бренда меда №1 в мире, - отметила Елена Скрынник.
О перспективности развития этого направления ранее отметил глава государства В.В. Путин. Он подчеркнул о необходимости выработки единых стандартов и технических регламентов для отечественных производителей меда.
Елена Скрынник привела в пример Новую Зеландию, которая создала знак качества UMF (Unical Manuka Factor), подтверждающий уникальность в антибактериальных свойствах новозеландского меда, который получил бренд самого дорого меда в мире - Манука (чайное дерево). Мед чайного дерева стоит почти в пять раз дороже, чем в среднем по рынку. В целом за последнюю пятилетку на 24% увеличился ежегодный рост поставок меда из Новой Зеландии.
В данное время объем мирового рынка меда оценивается в $2,3 млрд. (650 тыс. тонн). В течение ближайших двух-трех лет он может увеличиться до $3 млрд. Основными поставщиками меда являются США, ЕС, Япония, ряд стран Ближнего Востока.
Елена Скрынник считает, что Россия через 4-5 лет может увеличить экспорт рафинированного подсолнечного масла в два раза, и довести его до $800 млн.
- У России есть потенциал для двукратного увеличения - с $400 млн. до $800 млн. - поставок на мировой рынок бутилированного подсолнечного масла, - рассказала эксперт по вопросам сельского хозяйства.
С её слов, в данное время Россия является одним из мировых лидеров на рынке подсолнечного масла с объемом экспорта почти 2 миллиона тонн (в сезоне 2014-2015 годов).
- Однако только 280 тысяч тонн (14%), зарубежных поставок приходится на более маржинальное фасованное рафинированное масло, - отметила Елена Скрынник.
Подчеркнув, что стоимость бутилированного подсолнечного масла на 30-40% выше, чем нефасованного, эксперт отметила, что "за счет введения определенных стимулирующих мер поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, расширения его географии в течение 4-5 лет мы можем удвоить поставки переработанного масла". При этом Скрынник сообщила, что емкость мирового рынка фасованного масла превышает $3 млрд.
По мнению эксперта, в качестве ключевого механизма поддержки отечественных экспортеров следует рассматривать обеспечение со стороны государства широкого доступа на внешние рынки с помощью системы таможенно-тарифных, фитосанитарных и иных международных договоренностей. Наряду с этим большое значение будут иметь внутренние налоговые, финансовые и логистические преференции компаниям-поставщикам.
Елена Скрынник на примере опыта Турции рассказала, что на сегодняшний день она является одним из глобальных лидеров по экспорту рафинированного масла, которая зарабатывает около $700 млн. ежегодно, где более 60% сырого подсолнечного масла Турция импортирует из России.
- В результате более чем наполовину российское по происхождению сырье рафинированного подсолнечного масла из Турции поставляется в страны Ближнего Востока: Ирак, Сирию, Ливан и другие. Для наших экспортеров - это многомиллионная недополученная прибыль, - сказала Скрынник.
В то же время Турция активно защищает свои позиции. В сентябре этого года она приняла решение о повышении пошлин на импорт переработанного подсолнечного масла с 50% до 67,5% от таможенной стоимости.
По мнению Елены Скрынник, основным целевым рынком для российского экспорта рафинированного масла являются страны Ближнего Востока и Северной Африки, которые сейчас в значительной степени ориентированы на главных конкурентов РФ - Турцию и Украину.
Источник и фото http://www.murmansk.kp.ru/