Сегодня в здании правительства Мурманской области премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры севера России. На заседании присутствовали также министр транспорта Максим Соколов, губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
Дмитрий Медведев в начале совещания отметил, что автомобильные и железнодорожные инфраструктуры, а также морские порты и аэропорты имеют для труднодоступных арктических районов критическое и жизненноважное значение.
- Это тысячи рабочих мест и залог экономического развития. Например, в рамках проекта Ямал СПГ в арктических условиях практически с нуля построен порт Сабетта, через который будет проходить значительное количество сжиженного и природного газа. Это обеспечит круглогодичную новигацию судов по северному морскому пути. Только что вместе с коллегами мы обговорили и осмотрели вопросы, связанные с комплексным развитием Мурманского транспортного узла - это один из крупнейших структурных проектов не только в арктической зоне, но и в масштабах всей страны. Мы обсуждали, каким образом в нынешних непростых финансовых условиях обеспечить финансирование проекта. По расчетам, годовой грузооборот порта Мурманск достигнет к 2020 году более 80 млн тонн, если получится сделать то, о чем вы сегодня говорили, - отметил премьер-министр на совещании в Мурманске.
При этом председатель правительства пояснил, что для реализации таких крупных проектов требуются инвестиции, причем не только из федерального бюджета, возможности которого ограничены, но и из других источников. Поэтому необходимо определиться с приоритетными проектами, которые будут осуществляться на принципах государственно-частного партнерства.
В свою очередь министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что крупнейшим портом в своей инфраструктуре является Мурманск, объем перевалки которого составил более 38 млн тонн, и порт показал рост в 40%. Дальнейшее развитие портовой инфраструктуры в арктической зоне связано в первую очередь с освоением углеводородных и угольных месторождений. Основной проект в этой части - это строительство морского порта Сабетта.
- Сейчас он практически функционирует в штатном режиме и готов с этого года обслуживать перевалку грузов и прием всех судов и газовозов. И с учетом строительства и запуска соответствующего завода он обеспечит оборот порядка 18 млн тонн ежегодно. Это крупнейший из всех существующих полярных проектов. Инициатором является компания Новатек, инвестиции составили порядка 108 млрд рублей, в том числе около 70 млрд рублей из федерального бюджета, - доложил Максим Соколов.
И он также уточнил, что инвестировать развитие портовой инфраструктуры заинтересованы и иностранные партнеры. Например, в Мурманской области китайские партнеры активно интересуются сотрудничеством и дальнейшим развитием крупных проектов.
Помимо этого, в качестве дополнительного источника инвестирования министр транспорта озвучил предложение определиться с инвестиционным сбором.
- Что касается развития МТУ и строительства нового порта на западном берегу Кольского залива в рамках бюджетных ограничений, мы имеем дефицит ресурсов, хотя строительство началось в 2014 году, и на сегодня пройдено почти треть всего пути. Чтобы завершить в срок строительство ж/д пути и терминала, мы предлагаем использовать механизм государственно-частного партнерства как на объекте портовой инфраструктуры, так и на завершении строительства железнодорожной. Здесь предлагаем двигаться по пути призмы, когда частный инвестор привлекает средства, а по окончании, то есть к 2020 году, получает от государства гарантированные возмещения своих вложений. Объем вложений оценивается в пределах 24-25 млрд рублей. Мы уже работаем над финансовой моделью этого проекта, - отметил в своём докладе министр транспорта России.
Максим Соколов также предположил, что соглашение с потенциальным инвестором может быть подписано уже в июне в рамках Петербургского экономического форума.
После выступления министра транспорта Дмитрий Медведев согласился с необходимостью проработать сценарии государственно-частного партнерства.
- У нас нет таких денег в бюджете сейчас, единственная возможность для того, чтобы эти проекты не заглохли и дали свой эффект, подготовить и представить предложение государственно-частного партнерства. Другого варианта развития по таким направлениям пока не вижу. И это нужно обязательно сделать - привлечь финансирование со стороны инвесторов, - подытожил Дмитрий Медведев.
Ранее сообщалось, что председатель правительства осмотрит акваторию порта и инфраструктурные объекты Мурманского транспортного узла, морской вокзал Мурманска и ледокол «Новороссийск».
Фото: Nord-News