В Первомайском суде Мурманска озвучен приговор по делу о трагедии СПБУ «Кольская». Фигурантам дела - бывшему исполняющему обязанности заместителя гендиректора АМНГР Борису Лихвану и исполняющему обязанности главного инженера АМНГР Леониду Бордзиловскому - дали по шесть лет колонии-поселения. Также в течение трёх лет им запрещено заниматься деятельностью, связанной с эксплуатацией морского и иного водного транспорта. Помимо этого, суд постановил в качестве морального вреда выплатить родственникам погибших компенсацию по 500 тысяч рублей.
- Это очень жестоко по отношению к Бордзиловскому и Лихвану. Однозначно от нас будет апелляция, чтобы добиться установки основных фактов и истинных виновников гибели людей. Ведь изначально руководство компании АМНГР и ещё высшее начальство прекрасно знали, что никто людей снимать не будет, и когда принимались решения, например по буксировке в зимнее время - вот тогда и началась гибель людей. Буровая «Кольская» не утонула за один день, когда Бордзиловский и Лихван были на работе. Они уже ничего не могли тогда сделать, процесс уже был запущен ранее. А другие люди ушли от ответственности, наделали себе командировочных, задним числом приказов, и в итоге прошли по этому делу свидетелями. И ещё очень большой момент - судьба следователя Фердера. Было установлено, что материалы сфальсифицированы, они не могут являться доказательством по делу. И данный господин был уволен по собственному желанию из органов следствия, а после уголовное преследование в отношении него было прекращено по ходатайству его руководства, и этот руководитель возглавлял следственную группу. А суд по этим доказательствам решил, что Лихван и Бордзиловский являются виновными, - рассказал Nord-News адвокат потерпевшей стороны по делу о трагедии СПБУ «Кольская» Александр Ляшенко.
По его словам, срок давности в данном случае значения уже не играет - апелляция будет подана, так как сейчас осудили совсем не тех людей, считают участники процесса.
- Истинных виновных мы уже привлечь не сможем по нереабилитирующим основаниям. К примеру, установят, что Лихван и Бордзиловский невиновны, а к гибели людей причастны иные лица, и что приговор Первомайского суда надо отменить, и пока мы пойдем дальше, понятно, что сроки пройдут. И пусть виновные уже не будут наказаны, но это хотя бы будет установлено по факту. Я уже не говорю по поводу действий капитана ледокола «Магадан», спасателей, которые самоустранились и у которых не было даже плана по спасению людей, вертолётчиков, которые деньги требовали... Это второе звено случившейся трагедии, - подытожил адвокат Александр Ляшенко.
На оглашении приговора из потерпевших находились Наталья Дмитриева - дочь погибшего капитана платформы Михаила Терсина - и её мама. Как отметила в соцсетях Наталья, такой итог стал полным разочарованием, и она абсолютно не согласна с вынесенным вердиктом.
- Я не пропустила ни одной минуты, ни одного дня судебного заседания. Я прочла каждую страницу 77 томов уголовного дела. Я сама слышала каждого ответчика в суде, сама задавала вопросы, чтобы выяснить все досконально. Я видела минимум столько, сколько судья. И я убеждена, что судья все прекрасно понимает. Судья и прокурор совсем не глупые люди, если мне стало очевидно до мельчайших деталей и подробностей, что в трагедии виновны совершенно не Лихван и Бордзиловский, то им и подавно все ясно. Но Вы видите приговор. Я не знаю, что это: цеховая солидарность, тайный расчет, указание сверху, коррупция или глупость. И весь этот сказочный приговор, размером в том, подкреплен исключительно показаниями Мелехова, Васецкого, Коваленко и Сухомлина! Той самой компашки, которая замешана в трагедии по самые уши. Я разочаровалась в правосудии, фактически следователь может написать любую пургу, любую муть, любую ахинею и фальсификации - все будет, как он сказал. Суд ничего не решает. Можно обойтись и без суда с прокурорами. Сразу ляпать печать на решении следователя и отправлять людей сидеть. И мне это говорил Фердер, я не верила. Зря, - написала у себя на странице Наталья Дмитриева.
Напомним, первое заседание по делу о крушении СПБУ «Кольская» началось в мурманском суде в июле 2015 года. Прокуратуратура запрашивала для обвиняемых за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч.3 ст. 263 УК РФ) 5,5 лет колонии-поселения.
Крушение буровой платформы «Кольская» произошло 18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море. На её борту находились 67 членов экипажа, из которых всего 14-ти удалось выжить. 36 погибших моряков родом из Мурманской области. Спасателям удалось найти тела 17 погибших.
Фото: Наташа Дмитриева