Инициатива ввести уголовную ответственность для государственных служащих, чьи расходы превышают законные доходы, не нашла поддержки в Госдуме, сообщает pravo.ru. Авторы нового законопроекта ссылались на ООНовскую антикоррупционную конвенцию и предлагали сажать чиновников на сроки от 5 до 10 лет, но профильный комитет Госдумы увидел в их предложении противоречие Конституции РФ.
В сентябре прошлого года депутаты от фракции КПРФ Александр Куликов, Сергей Обухов, Нина Останина и Валерий Рашкин внесли в нижнюю палату законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для чиновников, чей уровень жизни не соответствует официальным доходам. Они ссылались на нератифицированную Россией статью 20 Конвенции ООН против коррупции, которая предписывает признавать в качестве уголовно наказуемого деяния умышленное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, в тех случаях, когда это увеличение нельзя разумным образом обосновать.
Депутаты предлагали обязать чиновников объяснять происхождение дорогостоящего имущества, а если чиновник не сможет этого сделать, то, то покупки будут считаться незаконным обогащением. Для этого парламентарии предложили дополнить Уголовный кодекс РФ одноименной статьей 290.1, согласно которой оно будет наказываться лишением свободы до 5 лет в случае, если сумма нелегальных доходов не превышает 1 млн рублей. Если же величина незаконного обогащения составляет не менее 1 млн рублей (крупный размер), то чиновнику будет грозить до 7 лет, а за незаконное обогащение в особо крупном размере (свыше 1 млн рублей) - до 10 лет. Во всех случаях предусматривается конфискация имущества, приобретенного с помощью нелегальных доходов.
Однако у думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству нашлось сразу несколько принципиальных претензий к документу. В первую очередь там обратили внимание на то, что статья 20 Конвенции не ратифицирована Россией. Кроме того, члены комитета увидели в предложении коммунистов и нарушение базовых принципов Основного закона страны и норм уголовно-процессуального законодательства. «Оно противоречит части 2 статьи 49 Конституции РФ, а также принципам Уголовно-процессуального кодекса РФ, в той части, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения», - говорится в тексте заключения комитета.
Вызвало критику и предложение ввести дополнительный вид наказания как конфискация имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения. «В соответствии со статьей 44 УК РФ «Виды наказаний», конфискация не является видом наказания, а является иной мерой уголовно-правового характера», - заявили в комитете, отметив, что авторы документа забыли предусмотреть изменения в УПК РФ, определяющие подсудность уголовных дел по статье 2901.