В Совете Федерации считают, что российские граждане не всегда могут вести диалог не только с властью, но и друг с другом. Разрешить эту ситуацию поможет закон об общественном контроле, который должен быть внесен в Госдуму не позднее марта следующего года.
Вчера в верхней палате прошел "круглый стол", на котором обсуждался общественный контроль в России. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин признал, что сейчас люди слабо понимают, что такое гражданское взаимодействие. "У нас либо формат монолога, либо громкие лозунги, либо разговор на повышенных тонах, и КПД от этого очень низкий", - полагает сенатор.
По его мнению, недавние события в Бирюлево высветили не только несовершенство миграционного законодательства и бытовую ксенофобию, но и неумение граждан вести диалог друг с другом. "Поэтому, если говорить о задачах государства, то одна из них заключается в том, чтобы создать правовые формы, позволяющие вести этот диалог", - считает парламентарий. В противном случае гражданской "темнотой" россиян могут воспользоваться различные националистические группировки, набирающие политический капитал за счет разжигания межнациональной розни.
Приглашенный на обсуждение глава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов заявил, что в качестве такой правовой формы может выступить закон об общественном контроле, проект которого президент Владимир Путин поручил внести в Госдуму не позднее марта следующего года. Правозащитник подчеркнул, что целью развития общественного контроля является обеспечение права граждан на участие в управлении делами государства. И это та норма, которая является основополагающей для законопроекта. Федотов надеется, что документ станет основой и для других законов в этой области. В частности, удастся наконец закрепить статус Общественной палаты, который, по словам главы СПЧ, висит сегодня в конституционном вакууме. "В Конституции нет ответа на простой вопрос: что такое Общественная палата? Госорган? Нет. Общественная организация? Нет. Мы же предлагаем законодателю ответ: это орган общественного контроля. И опирается этот ответ как раз на закон об общественном контроле", - объяснил Федотов.
К большей образности был склонен член Общественной палаты Иосиф Дискин, который заявил, что закон об общественном контроле - это не Минерва, вышедшая из головы Юпитера. Эксперт особенно похвалил региональные общественные палаты, в законах о которых часто написано, что это именно органы общественного контроля.
Собственно, проект закона и пишется с упором на опыт именно этих институтов. "Есть палаты, принципиальная позиция которых останавливала глупости региональных властей. Благодаря этому гражданский диалог в некоторых субъектах стал стандартом взаимоотношений. Но диалога мало - нужно ответственное партнерство, которое предполагает взаимную лояльность. Дорогу к этому и должен проложить закон", - считает Иосиф Дискин.
Член Общественной палаты с опаской относится к тому, чтобы основополагающие принципы общественного контроля были разработаны правительством. "Вряд ли общество будет доверять документу в области общественного контроля, подготовленному исполнительной властью, контроль за которой это общество должно осуществлять", - считает Дискин.