Писать какую-то прелюдию к этому сюжету излишне.
Российских рыбопромышленников официально просят не позднее 25 января 2022 года на основании письма Минпромторга предоставить в Росрыболовство аргументированную позицию по вопросу выработки дополнительных мер поддержки строительства рыбопромыслового флота с учетом:
- введения запретов на выдачу разрешений на промысел водных биологических ресурсов (далее - ВБР) с использованием судов, построенных и (или) приобретённых за рубежом после определенной даты (2022-2023 г.), а также судов, срок эксплуатации которых на установленную дату (2028-2030 г.) превысит 25-30 лет;
- распространения механизма распределения на конкурсах (аукционах) с инвестиционными обязательствами по строительству судов квот добычи (вылова) ВБР в отношении всех востребованных видов биоресурсов, ранее не выделявшихся на указанные цели;
- установление нового вида инвестиционных квот добычи ВБР («квоты под киль»), выделяемых на условиях их вылова построенными Российской Федерации конкретными судами (в размере, соответствующем их производственной мощности на период эксплуатации);
- осуществление строительства флота только по утвержденным типовым проектам, выбранным на основе анализа эксплуатационных и промысловых характеристик судов различного класса, в целях повышения эффективности и снижения затрат на их создание в ходе дальнейшей реализации инвестиционных квот добычи ВБР;
- введение требований проведения ремонта на отечественных судоремонтных предприятиях судов, построенных в рамках осуществления инвестиционных аукционов;
- выделение части средств, полученных от реализации квот добычи ВБР, на поддержку судостроения и судоремонта (необходимо сообщить прогнозируемую оценку объема данных средств).
Дополнительно, с учетом указанных мер по запрету на выдачу разрешений на промысел ВБР, в целях оценки возможностей отечественной судостроительной промышленности, рыбаков просят представить предложения об объемах необходимого замещения промыслового флота, с учетом типов судов, сроков поставки и бассейнов вылова ВБР.
Также в целях увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок при наличии необходимого уровня спроса рыбаков просят проработать вопрос о целесообразности включения в инвестиционные обязательства по строительству судов для рыбохозяйственной отрасли условий, при которых фиксированный объем продукции должен направляться для нужд внутреннего рынка.
Так как перечисленные «меры поддержки» просты как три аккорда, то выводы для себя каждый российский рыбопромышленник сделает сам.
В чем смысл рыбного хозяйства
После пяти лет неуклюжего придворного гипноза про развитие «рыбопромышленного комплекса», заблудившись в целях и задачах одной из подотраслей пищевой промышленности страны, наконец-то на официальной бумаге строго по-армейски чиновниками изложено все самое главное про рыбную отрасль. И это совсем не про еду. Как выясняется, морское рыболовство, как вид деятельности, в первую очередь предназначен для поддержки судостроения. Кто не согласен - выйти из строя.
Судостроителям нужно помогать. То есть, платить. Выбора не оставляют. А рыбопродукция и цены на нее - это уж как получится.
Теперь становится понятна функция российского рыбодобывающего предприятия - купить у государства втридорога на аукционе квоту на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и строить на российских верфях удобные для этих верфей типовые суда. И не важно сколько лет строить, какого качества, и как дорого придется заплатить за это. А после, на условиях судостроителей ремонтировать эти суда на этих же верфях. Последнее, почему-то, не вызывает сомнений в своей неизбежности.
Все просто с точки зрения кабинетных «госстратегов». Все странно с точки зрения здравого смысла ведения морской хозяйственной деятельности в дальних морях и океанах в условиях рыночной экономики. Все ужасно с точки зрения потребителя рыбной продукции, если она, эта продукция, не лежащая сполошь и рядом на полках российских магазинов импортная дрянь-полурыба типа «пангасиус или теляпия из устья Меконга».
Что тут можно еще добавить
В 2016 году у большинства рыбаков под новые, так называемые, «инвестпроекты» изъяли 20% квот на рыбу «как бы» в целях поддержки российского судостроения. Потом в 2019 году 50% объема добычи крабов перепродали на аукционах в целях «как бы» поддержки российского судостроения. Сейчас хотят еще 24% квот на рыбу «перекрутить» на конкурсах и аукционах в целях «как бы» для поддержки отечественного судостроения. А заодно и оставшиеся 50% объемов крабов пустить на перепродажу на аукционах - да, (не смейтесь) в целях «как бы» поддержки отечественного судостроения.
С каждым шагом так называемой «поддержки российского судостроения» «уши» нескольких новоиспеченных придворных рыбных олигархов разбухают, как на дрожжах. Одновременно средства рыбаков усиленно быстро перевариваются российским судостроением. Пока результаты строительства рыбопромыслового флота, мягко говоря, плачевные - только парадные отчеты чиновников о сотнях миллиардов рублей «инвестиций» в рыбной отрасли. Новых судов за три года реализации программы, так называемых, «инвестиционных» квот, кот наплакал - одни проблемы у рыбаков-заказчиков.
Теперь вот очередные «новеллы» от чиновников по запрету рыбакам ловить рыбу без «гешефта» судостроителей. Ну, извините, возникает вопрос. А кто-нибудь из рыбопромышленников скажет уже об этом открыто, честно, с аргументами в защиту рыбного хозяйства. Или так и будут из Минпромторга рулить рыбной отраслью?
Легендарные организаторы сильнейшей в мире рыбной промышленности Анастас Иванович Микоян и Александр Акимович Ишков, наверное, на небесах с удивлением наблюдают (это мягко сказано) за происходящим, пытаясь понять, что там творится на их прежней работе. Они, как теперь выясняется, в отличие от нынешних «госстратегов», были более рыночными и твердыми руководителями мирового масштаба. Даже во времена СССР.
Может поэтому советских и уважали во всем мире?