Кто бы мог подумать ещё лет десять назад, что отельеры Мурманска будут так внимательно следить за календарём китайских праздников, особенно за Китайским Новым годом.
Я уже рассказывал о том, что количество туристов из Китая в Мурманской области увеличилось с сотен до 16-19 тысяч в год. И теперь это — очень важный сегмент туристического рынка нашего региона, который позволяет зарабатывать многим представителям местного бизнеса.
И главная часть этого турпотока выпадает на зимний сезон, учитывая раскрученность таких мурманских магнитов как снег, саамские деревни, олени, хаски, киты, Арктическая кухня и, самое главное, Северное сияние, или изумрудный хвост дракона, как говорят сами китайцы. И в этом зимнем сезоне особое место занимают две недели после Нового Года по Восточному календарю.
В нашем отеле, начиная каждое лето работу над составлением бюджета на следующий календарный год, мы первым делом узнаём, когда в Китае будут праздновать Новый Год. Иногда он выпадает на начало февраля, а иногда на конец января. И именно от этого зависит, когда же миллионы китайских туристов в течении двух недель хлынут во многие страны мира на радость отельерам, рестораторам, авиакомпаниям, туристическим агентствам и многим-многим другим.
В этом году китайский 4723-й Новый Год выпал на 29 января и для многих бизнесов Мурманска наступили две недели, когда согласно старой русской пословице «день год кормит». Все отели, рестораны, сувенирные магазины города под завязку забиты китайскими туристами. Например, в нашем отеле Cosmos Murmansk Hotel за январь этого года по сравнению с январём 2024 года количество ночёвок от китайских туристов увеличилось на 32%.
А ещё этой зимой наиболее чётко проявилась следующая тенденция: всё больше и больше китайцев приезжают не группами, а индивидуально. Они сами бронируют отель, и иногда на месте самостоятельно ищут экскурсии, туристические объекты и рестораны.
Для гостиничного бизнеса эта новая тенденция выливается в дополнительную прибыль, т. к. групповые тарифы всегда более низкие, а индивидуальные более высокие. И как я всегда люблю напоминать, это выгодно не только отельерам, а всем. Ведь с этих дополнительных доходов мы платим дополнительные налоги в бюджеты региона и страны.
Так что, учитывая огромный вклад китайских туристов в благополучие нашего региона вообще и в перевыполнения бюджета нашего отеля в частности, в этом году мы тоже решили отметить китайский Новый Год. На завтраке 29 января был красиво оформлен специальный стол, и гостей отеля мы угощали шампанским. А в ресторане и в холле отеля на русском и китайском языках были вывешены поздравления с красными восточными фонариками.
Кстати, некоторые мои друзья, возомнившие себя знатоками-китаистами, посмеиваясь, говорили мне, что китайцы не пьют шампанское и это глупая затея. Они были посрамлены, шампанское наши гости пили с большим удовольствием и огромной благодарностью к отелю Cosmos Murmansk Hotel. А ещё китайские туристы уже несколько лет подряд опровергают миф о том, что они питаются только рисом и всякими разными дошираками.
Повара нашего отеля в эти дни еле успевают готовить огромное количество разнообразных блюд из нашего меню для гостей из Китая, которые проявляют себя настоящими гурманами. Причём они с одинаковым удовольствием стараются попробовать как традиционную русскую кухню, например пельмени «Полярные» или борщ, так и нашу знаменитую Арктическую кухню. Особой популярностью пользуются такие блюда как «Тыквенный суп с мурманским гребешком», «Жареное филе оленя с запечённым картофелем и брусничным соусом» и «Мурманский гребешок с овощами в медовом бальзамике».
Заканчивая тему китайского Нового Года, огромного количества китайцев и всплеска деловой активности в Мурманске, хочу поделиться ещё одним наблюдение. Три дня назад, поднимаясь по лестнице от Музыкальной аллеи к памятнику покровителя моряков Николаю Чудотворцу, который был создан по мотивам плавания Федора Конюхова вокруг мыса Горн, я наблюдал такую картину.
Сначала я услышал громкие восторженные крики по-китайски, иногда с нотками ужаса. Оказалось, что это китайские туристы с огромной скоростью скатываются по ледяной горе почти до Колледжа Искусств, иногда весьма опасно подпрыгивая на ледяных ухабах. А их друзья во всю фотографируют и снимают видео. Оказалось, что предприимчивые юные мурманчане в возрасте 6-7 лет к взаимному удовлетворению сторон дают туристам в краткосрочную аренду свои ледянки и аргамак. При этом будущие герои списков Форбс уже в таком возрасте показывают вполне уверенное владение английским языком. Надеюсь, это единственная группа бизнесменов, которые пока ещё не платят налоги от туристических доходов.
Ну, а нам, отельерам, пора изучать всё новые и новые календари и праздники, учитывая всё новые и новые туристические рынки, которые открывают для себя арктический Мурманск как перспективное направление.