Через месяц с небольшим в школах страны начнется новый учебный год. А перед этим состоятся, так называемые, «августовские педсоветы». Это когда руководители образования в муниципалитетах собирают учителей со всего города в одном месте. Зачем? А чёрт его знает. Чтобы дать ценные, на их взгляд, указания кого чему и как учить, хотя обычным учителям всё и так предельно ясно.
Хотя «августовский педсовет» этого года может несколько отличаться от, например, прошлогоднего. На ум идет сцена из гоголевского «Ревизора». Помните? В первом действии есть сцена, где городничий сообщает о прибытии ревизора из Петербурга инкогнито с секретным предписанием. Чуть подкорректировать в соответствии с веянием времени, и получится приблизительно так. Заведующий городским отделом народного образования: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: дисциплина „Духовно-нравственная культура России“ появится в школьной программе российских учеников с 2026/2027 учебного года. Об этом 22 июля сообщило Минпросвещения». Возгласы с мест: «Как новая? Еще одна? Вот те на! Вот не было заботы, так подай! Господи боже!».
А что? Очень даже может появиться. «Изучение учебного предмета „Духовно-нравственная культура России“ начинается с 2026/27 учебного года», — цитирует документ министерства «РИА Новости». Как отметило агентство, целью создания отдельного предмета стало формирование традиционных ценностей и мировоззрения, а также воспитание в единых духовно-нравственных нормах.
Помимо прочего, в документе приводятся примеры, на основе которых будут воспитываться российские школьники. Так, ученики будут изучать пути государственных, общественных и культурных деятелей страны, ученых и военных разной эпохи, вплоть до служащих во время спецоперации на Украине.
Оказывается, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) еще в июне приступил к разработке учебника по ДНКР. Не пугайтесь угрожающей аббревиатуры, — это всего лишь духовно нравственная культура России, значит ДНКР. Предмет станет обязательным для изучения в 5–7-х классах. К работе над содержанием курса привлечен митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).
Могу себе представить, с каким воодушевлением восприняли эту благую весть обычные учителя обычных российских школ. Представляю, как они обрадовались! Ну, наконец-то, взялись и за духовно-нравственную культуру Родины! И как до этого мы все жили без такого предмета? Ума не приложу!
Однако, шутки в сторону. Очень многое смущает. И в первую очередь скорость, с которой принято решение вставить в, и без того распухшую, учебную программу еще один предмет. И не факультативный, а обязательный. И почему в пятых-седьмых классах? Посчитали, что для начальной школы «духовно-нравственная культура» звучит слишком сложно, а для одиннадцатиклассников слишком смешно? Честно говоря, все это выглядит, как профанация. Почему? Да потому, что в одном источнике я прочитал, что уроки по этому предмету будут проводиться раз в неделю, а в другом источнике написано, что даже раз в две недели. Учебный год в школах России длится тридцать пять недель. Значит, 35 учебных часов в год? Или даже семнадцать с половиной? И что это такое, если не профанация? И потом, а кто войдет в клетку? В смысле, кто будет преподавать этот пока загадочный для нас всех предмет?
Для того, чтобы подготовить учителя-предметника, в вузах отводят четыре, а то и пять лет. А тут что получается? Или устроят ускоренные курсы для учителей физкультуры и вперед, сеять разумно, доброе, вечное? Сомневаюсь, что русский народ скажет за это «спасибо сердечное».
Между прочим, в советской школе все было понятней, или, если хотите, честнее. Идеология правила бал. И нам вдалбливали в головы, что любая наука в первую очередь партийна, любой школьный предмет. И алгебра с геометрией, и русский с литературой, и физкультура с рисованием, не говоря уж об истории с обществоведением. То есть, духовно-нравственное воспитание, как его понимали большевики, начиналось с первого урока в первом классе и заканчивалось с последним звонком в классе десятом. Духовно-нравственное здоровье советских школьников было общей заботой всего педагогического коллектива школы.
А может, надо просто успокоиться и подождать? Придерживаться принципа «погоди выполнять — отменят»? Может быть, перестанут с таким рвением выполнять то, о чем не просили? Правда, нынешнее положение дел в народном образовании нас оптимистами не делает при всем желании. Но не может же такое продолжаться вечно! Или может?..