Жил в России (а после 1918 года в Литве, Германии, Италии и Франции) хороший поэт Саша Черный. Писал стихи. Разные. И детские, и лирические, и сатирические, и политические. Умер в Провансе в 1933 году. Могила утеряна. Стихи на Родине впервые были изданы в 60-х годах прошлого века. Я познакомился с его творчеством только в середине 80-х. И был поражен тем, как не в бровь, а в глаз бьют стихи, написанные почти восемьдесят лет назад. Прошло с тех пор еще тридцать лет, а политическая сатира Саши Черного стала только острее. К чему я о Саше Черном? Да просто мое сегодняшнее сочинение - с эпиграфом. Итак, начинаю.
Благодарю тебя, единый,
Что в третью думу я не взят, -
От всей души с блаженной миной
Благодарю тебя стократ.
Саша Черный. «Молитва», 1907 год
Третья Мурманская областная Дума. Дата рождения декабрь 2001 года. По моему скромному мнению, пока это самая запоминающаяся Дума. Удивляюсь, как губернатор Юрий Евдокимов, поклонник и почитатель Никколо Макиавелли, не почувствовал, не уловил, не распознал, какую свинью, а может быть, и бомбу под губернаторское кресло ему подготовили?
В Думу попало много новичков, которые тут же сколотили депутатскую группу «Народный депутат Мурмана». Вот ее состав: Владимир Шиганов, руководитель группы. Вполне возможно, что и формальный. Почему - объясню позже. Запомнился предвыборным лозунгом, что-то типа «Каждой ветви власти своего Владимира Владимировича». Свежо и скромно. Первый заместитель - Надежда Максимова. Надежда Петровна и сегодня депутат областной Думы. Скажу честно, что я ей симпатизирую. Поговаривают, что тогда, в конце 2001 года, она была совершенно реальным кандидатом на пост председателя Думы. Но что-то там у них не срослось. А жаль. Представляете, мы были бы впереди России всей: в 2001 году спикер регионального парламента - женщина! Заместитель руководителя - Игорь Кузнецов. Ковдорский, по-моему, депутат. Запомнился молодостью, задиристостью и киношной внешностью. Далее рядовые «народные депутаты Мурмана»: Геннадий Ильин, Федор Коньков, Светлана Семенина, Александр Хмель, Андрей Чернев. Это новички. Плюс примкнувшие к ним Василий Калайда и Владимир Ахрамейко. Из самых ветеранистых. Они к этому времени окончательно поняли, что «настоящих буйных мало» и вступили.
Впечатляющий список. И по количеству, и по качеству. И по значению. Ведь тогда не было никаких партийных списков, и вдруг впервые в истории парламентаризма в нашей области появилась депутатская фракция, да еще и собранная не по принципу партийной принадлежности, а... А вот по какому принципу? Для меня это вопрос до сих пор. Хотя, откровенно говоря, я не сильно и пытался найти на него ответ.
За событиями было интересно наблюдать со стороны, а иногда и участвовать в них. Итак, фракция появилась, но действовала она как-то мелко. Начнем с того, что в очередной год область вкатилась без бюджета. Не приняли. Объяснили так: старая Дума не успела или не захотела, новая не успела вникнуть в суть многостраничного документа - выборы-то были в декабре! Пока выбрали, пока отметили, пока собрались... Короче говоря, три первых месяца область финансировалась из расчета одна двенадцатая в месяц от прошлогоднего бюджета. Кому лучше сделали назвавшиеся «народными» депутаты, не ясно. Может быть, это была просто попытка показать губернатору Юрию Евдокимову, что хозяин в области не только он?
Или вот такой шаг. В 2001 году поменялся принцип формирования Совета Федерации. До этого - двое от области, губернатор и председатель областной Думы. С 2001 стало по-другому: одного сенатора рекомендовала исполнительная власть, другого - законодательная. В Думу внесли кандидатуру адмирала Вячеслава Попова. Он к этому времени уже перестал быть командующим Северным флотом. Группа «Народный депутат Мурмана» ох и попортила крови Вячеславу Алексеевичу! Тем более, что в ее составе было два бывших флотских офицера - капитан первого ранга Федор Коньков и капитан второго ранга Александр Хмель. В итоге адмирал все же стал сенатором от Мурманской области, но шума было много.
Что еще? Такой вот заголовок из того времени - «Каждому органу - по своему органу!» Никакой анатомии. Сплошная политика. Как известно, соучредителями газеты «Мурманский вестник» являлись и являются до сих пор областное правительство и областная Дума. Так вот народные взбрыкнули, дескать, мы-то соучредители, а нас зажимают, не печатают! Дело дошло до серьезной перепалки прямо на заседании областной Думы «народника» Владимира Ахрамейко и тогдашнего главного редактора газеты Вячеслава Сидорина. Причем оба опустились со своих высот до нашего, обывательского, уровня и принялись пересчитывать деньги в чужих карманах. Ахрамейко считал в сидоринских, а Вячеслав Викторович - в ахрамейкинских. Лицо им удалось сохранить с трудом. Закончилось все тем, что Владимир Николаевич принес Вячеславу Викторовичу публичные извинения, которые были приняты с оговоркой «на этот раз».
Вот так, с весельем и отвагой, начинали эти фракционеры. Взбрыкивали по всякому поводу и без повода, упивались властью и пили губернаторскую кровь. Точно уже не помню, но не тогда ли Владимир Ахрамейко бегал по Думе и кричал, что губернатор пообещал застрелить его из охотничьего ружья? И не тогда ли Юрий Евдокимов, инспектируя ход ремонта в областном Дворце культуры имени Кирова, ехидно заметил, что из окон женского туалета отлично видно окна кабинетов двух «народных депутатов», а значит, и, наоборот, из их окон можно хорошо рассмотреть, что происходит в дамской комнате?
А вот дальше все было, как в бессмертном романе «Золотой теленок». Остап Бендер и его команда заготавливали рога и копыта для нужд мундштучной промышленности. Жизнь казалась им веселой и беззаботной, но кончились деньги. Вот и в истории группы «Народный депутат Мурмана» пришел этот черный день. Кончились деньги.
Продолжение следует.
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену