Дорогие друзья, я сегодня хочу поговорить не совсем о бизнесе, хотя пару раз это слово встретится. Находясь под впечатлением ряда событий, совершенно, на первый взгляд, рядовых для нашей с вами повседневности, я решился поразмышлять не о маркетинге, не о продажах, а о важности слов и названий.
Уважаемый читатель, уверен, задаст вопрос про то, какие же известия оказали впечатление. Ничего такого, о чем бы вы не слышали, дорогие читатели: вопросы о пенсиях, новость о кондукторе и девочке, про новации в разного рода регламентах, про наказание за новый асфальт и прочее. Значимость каждой этой новости по отдельности обсуждать совершенно не хочу, потому что интереснее для меня тот многолетний тренд, вектор, который наблюдаем совершенно уже невооруженным глазом. Ну, да хватит прелюдий.
Термин «социальное государство» у нас прописан в Основном Законе, а вот понимание его существенно различается в разных группах и ситуационных моделях. Например, чиновниками это понятие интерпретируется как набор социальных услуг, который необходимо оказать. Оценка «социального государства» в их системе координат дается количественная (она же и мерило качества для вышестоящих должностей): столько-то услуг оказано, столько-то денег выделено, столько-то людей воспользовались.
Итог такой интерпретации предсказуем: в «социальном» не видится конкретный человек, а некая абстрактная масса, с которой зачастую мало кто себя хочет отождествлять. Здесь корни политики, отстраненной от человека как созидательной единицы, как «меры всех вещей существующих». Все вспоминаю, как один высокопоставленный чиновник в эфире ток-шоу в ответ на реплику обаятельной девушки, что неплохо бы асфальт поровнее класть, а то на высоких каблуках не пройти, порекомендовал ей ходить в обуви без каблуков, мол, не перекладывать же теперь тротуары! Я вот «за» ровный асфальт и «за» девушек на каблуках, а вы, дорогой читатель?
Но есть и еще одна точка зрения. Это точка зрения той части населения, в чьем лексиконе преобладают наборы слов «нам должны» и «ничем никому я не обязан», социальное государство - это такая бездонная бочка, рог изобилия, откуда должны сыпаться разного рода бесплатные услуги и выплаты. Причем часто на конкретный вопрос «А тебе за что?» следует ответ «Так это для всех, не только для меня». Я заметил, что на качество дорог в нашем городе больше всего жалуются нелегальные таксисты, а на качество медицины - те, кто трудится в «тени». Хотя, может, мне просто показалось. Но именно эта категория «нам должны» - самая «громкая», самая крикливая, именно ее слышно чаще.
Для другой прослойки населения, что привыкла рассчитывать только на себя, термин «социальное государство» в лучшем случае вызывает усмешку, для них он означает обеспечение пособиями, предназначенными не для них. Они привыкли решать свои проблемы, говорить и «кричать» им некогда, да и не привыкли к такому.
Результаты такой политики, ориентированной на «крикливых», видны во всем: регламенты, в целом неплохи, но неповоротливы для каждого гражданина в частности, окружающая инфраструктура мало приспособлена под каждодневные нужды, слабые возможности у каждого отдельного человека повлиять на окружающий его микромир, а последствия - отстраненность населения от общих дел.
«Социальный» стало равнозначным термину «ущербный». Это прилагательное применяется ко всему низкокачественному: социальное жилье - для бедных, социальные программы питания - для неимущих и так далее (представьте себе в этом ключе термин «социальное государство», а именно так и воспринимается на подсознательном уровне).
Когда говорится о патернализме, то имеется в виду, в основном, восприятие населением государства как «благодетеля», но ведь важно то, что и государство себя таким воспринимает. Пытаясь благодетельствовать, оно все равно ограничено своими возможностями. Аналогично и с малым бизнесом, который, по ощущениям чиновников, дохнет, несмотря на оказываемую многомиллионную поддержку. Оттого и получается, как в известном мультфильме: шапок семь, но маленьких, и ни одеть их, ни продать.
Я думаю, сейчас самое лучшее время вспомнить про каждого конкретного россиянина как отдельного человека. Как меру всех вещей. В качестве заметки на полях: советская пропаганда персонализировала обращения, вспомните лозунги «А ты записался..?», «Даешь пятилетку в ...!» и тому подобные.
Мне хочется предложить трактовку «социальный» как «сохраняющий достойный уровень жизни человека в сообществе людей, поддерживающих достойный уровень жизни». Нравится? Мне тоже.
В таком социальном мне было бы комфортно находиться. В таком «социальном государстве» найдется место человеку с вполне конкретными потребностями, не платить налоги в таком государстве - это удар по самому себе, быть профессионалом - это почетно, а стремиться к высокому качеству - нормально.
А вся эта статья про то, что появился новый класс людей - социальные предприниматели. И это как раз те, кто создает новые возможности, те, кто оказывает привычные услуги новым и лучшим образом, те, для кого «социальный» не равно «ущербный». Они открывают детские сады, больницы, спортивные центры, учебные кружки, мини-гостиницы, реабилитационные центры, оказывают услуги по уходу за больными и многое-многое другое, нисколько не пытаясь заменить государство, но пытаясь помочь ему.
Социальное предпринимательство - это про бизнес. Тут полезная услуга создает рабочие места и платит налоги, а не потребляет их. Здесь конкурентная борьба за внимание покупателя. Социальный бизнес - это не благотворительность.
Для этих людей слово «социальный» означает «для всех». Для них пометка «социальный» не служит возможным оправданием низкого качества, потому что низкое качество для них неприемлемо. И такие бизнесмены уже есть в нашем регионе. Государство их назвало социальными, потому что именно по-своему понимает их работу, они себя, каждый в отдельности, такими не называют.
Закончу пожеланием в адрес законодателей: вспомните о другой трактовке «социального», когда будете составлять законы. Мы все разные, но все вместе - сообщество людей, желающих поддерживать достойный уровень жизни.
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды