Не думал, что буду когда-либо цитировать Дмитрия Киселева, но здесь именно тот случай, когда я соглашаюсь с ним на все сто процентов и под каждым словом утверждения готов поставить свою подпись.
Если вы, уважаемые читатели, позволите, я приведу цитату почти полностью: «После Советского Союза прошло 20 лет, но мы как-то вот все видим в бизнесе буржуев по традиции, — заявил Киселев. — Пресса и, в том числе так называемая деловая пресса, она недостаточно уделяет внимания нашему бизнесу и поискам путей экономического роста страны. Мы никак не можем понять, что этот бизнес нам родной. Надеяться нам больше не на что - только на наш бизнес» (по материалам RNS).
К сожалению, не только в России. Знаменитый роман нашей соотечественницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» именно проблеме неуважения труда предпринимателя и посвящен. Правда, роман описывает эпоху 30-40х годов США, а ситуация повторяется в любой стране мира, хоть и не так выраженно.
Причем вопреки предубеждению, почти треть года предприниматели работают только на государство, а не на себя. В 2015 году аналитики компании ФБК определили наступление в России дня налоговой свободы – дату, к которой налогоплательщики успевают рассчитаться со всеми своими обязательствами. А если взять социальные обязательства, то есть фонд оплаты труда, то выяснится, что предприниматель работает на своих работников еще почти полгода. Да-да, именно так. Работодатель работает на своих работников. Потому что, если, боже упаси, он не обеспечит им выплату заработной платы, то отвечает именно он. И ни на какие обстоятельства работодатель сослаться не может. Несложно подсчитать, на кого же все-таки работает коммерсант?
Киселев прав: большую роль в том, что восприятие бизнеса не меняется в объективную сторону, играют и СМИ. Например, налоговая инспекция всегда отчитывается, сколько она собрала средств, а не сколько уплатили налогоплательщики. Контрольно-надзорные органы всегда сообщают, сколько они выписали штрафов и на какую сумму, а не то, насколько лучше предприниматели стали соблюдать законы. В общем, нас самим себе представляют как преступников, ну а дальше по формуле «Если вы будете внушать человеку, что он преступник, рано или поздно он в это поверит».
Общественная дипломатия во многом строится на основе баланса интересов работодателей и работников, предпринимателей и государства. Именно этот баланс является двигателем развития экономики, именно он является залогом благосостояния нации. Наша общественность до сих пор не пришла к осознанию этого. А отставание в этой сфере может оказаться для нашей экономики и общества в целом катастрофичным.
Как свидетельствует опрос ВЦИОМ, сегодня, в сравнении со временами позднего СССР, россияне уже более определенно отвечают на вопрос о том, хотели бы они открыть свое дело: не желают становиться коммерсантами 60% (49% в 1991 году), напротив, выражают такое желание 34% (25 лет назад – 29%), среди молодежи готовы к этому 60%, среди людей пенсионного возраста – 6%. Зато доля тех, кто затруднился с ответом, сократилась (с 20% до 3%).
Любопытно и то, что каждый второй из заявивших о своем намерении стать предпринимателем (47%) откладывает фазу активных действий на неопределённый срок. Кто же станет тем самым созидающим элементом российского общества завтра, если сегодня этому не уделено совершенно никакого внимания?
Бизнесмен, который берет на себя ответственность за привлеченных работников, за развитие общества вокруг себя, за развитие науки, может стать аксиомой восприятия предпринимателя, но начать придется с «законодателя мод» и основного ньюсмейкера – государства. На всех уровнях.
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды