Почему одни регионы самодостаточны, а другие не могут обеспечить свои потребности? На этот вопрос отвечает начальник отдела бюджета Республики Карелия (РК) и взаимоотношений с федеральным бюджетом Министерства финансов Нина Богданова.
- Дотационность регионов является понятием условным по «методике», которая определена законодательством. В конечном итоге дотационность субъектов Российской Федерации зависит от нормативов отчисления налогов в федеральный центр. Если планка отчислений меняется, то меняется и дотационность региона. Поэтому современное деление субъектов Российской Федерации на «дотационные» и «доноры» определено уровнем отчисления налогов. «Донорами» считаются регионы, отчисляющие значительное количество налогов в центр, а «дотационными» являются те субъекты Российской Федерации, которые не только отчисляют налоги, но одновременно и получают из федерального бюджета финансовую помощь в виде дотаций, - поясняет Нина Богданова.
Как сообщает сайт аминистрации главы Республики Карелия, в соответствии с действующим налоговым законодательством поступления от большинства налогов регулируются федеральным центром, причем, даже если региональные органы власти имеют возможность регулировать налоговую ставку, доходы от таких налогов распределяются между уровнями власти в пропорции, установленной федеральным законодательством.
Централизация доходных источников на федеральном уровне объясняется как большой дифференциацией доходов на душу населения, так и объективной тенденцией к более эффективному взиманию налогов при закреплении на федеральном уровне. Учитывая тот факт, что население находится в едином экономическом и правовом пространстве, имея равные права на получение установленных конституционных гарантий, федеральный центр обязан принимать меры по выравниванию социальных условий и социальных гарантий для всей территории страны. Для этого в рамках бюджетной системы приходит перераспределение финансовых ресурсов в результате вертикального и горизонтального финансового выравнивания.
Вертикальное выравнивание осуществляется путем разграничения доходов и расходных полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, горизонтальное - путем выделения из вышестоящего бюджета финансовой помощи тем регионам, которые в рамках применяемой «методики» являются дотационными.
Центр, возлагая большую долю расходов на субъекты и муниципальные образования, не обеспечивает им возможности покрытия этих расходов за счет собственных доходов. При таком положении федеральному центру приходится уравновешивать доходную и расходную части бюджетов субъектов Российской Федерации с помощью межбюджетных отношений.
Основными функциями межбюджетных отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны, и стимулирование наращивания налогового потенциала.
В соответствии с утвержденной методикой, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, предусмотрены в федеральном бюджете.
Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень.
Результатом применения методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов является сокращение различий в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, сокращение различий (выравнивание) в уровне душевых расходов территориальных бюджетов с целью обеспечения наибольшего числа граждан минимально-необходимым, а по существу - максимально возможным объемом бюджетных услуг.
Таким образом, дотационность Карелии объективно вытекает из сформированной в стране модели межбюджетных отношений.
- А как выглядит в цифрах движение финансовых потоков по Карелии в результате межбюджетного выравнивания?
- В 2007 году объем собранных с территории республики в федеральный бюджет налогов и сборов превысил объем полученных из федерального бюджета дотаций в 3,8 раза, в 2008 году - в 2,9 раза. В 2009 году объем переданных в федерацию налогов и сборов равен финансовой помощи из федерального бюджета, что обусловлено изменившимися условиями функционирования карельской экономики, вызванными влиянием финансового кризиса.