Как мы уже сообщали, в конце прошлой недели завершилась международная конференция «Северным морским путем к стратегической стабильности и равноправному партнерству в Арктике», инициатива проведения которой принадлежала Совбезу России.
Напомним, встреча, о ходе прохождения которой ИА «Nord-news» сообщало, прошла на борту атомного ледокола «Ямал», который является рабочим ледоколом и выполняет задачи, связанные с оперативным обеспечением плавания по трассе Северного морского пути. Участники конференции прошли на нем от порта Варандей до Тикси.
На конференцию были приглашены представители всех арктических (США, Россия, Норвегия, Канада, Дания) и приарктических (Финляндия, Исландия и Швеция) стран.
«Это был полезный рабочий контакт, без галстуков, - сказал, подводя итоги мероприятия, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров (фото). - Четверо суток круглосуточной работы. Мы говорили о подготовке закона о Северном морском пути. Все поддержали мое предложение о международной полярной декаде. Мы предлагаем объявить полярную декаду - десятилетие, посвященное Арктике и Антарктике. Ее можно будет объявить с 2015 года - после необходимых процедур, поддержки Всемирной метеорологической организации, других структур, которые связаны с изучением Арктики и Антарктики. Мы внесли это предложение в итоговую резолюцию.
Первоочередным шагом в развитии потенциала Арктики должно стать принятие закона о Северном морском пути, считает Артур Чилингаров. По его словам, имеющийся законопроект предусматривает создание администрации Северного морского пути. «Правительство должно представить законопроект в Госдуму. В нем подчеркнуто, что Севморпуть - это национальная транспортная магистраль», - сказал Чилингаров.
По его мнению, развитие Северного морского пути возрождается. «Сейчас уже есть и законодательные, и технологические решения, в том числе о строительстве новых атомных и дизель-генераторных ледоходов для России. И по Севморпути уже проходят корабли «Новатека» и «Совкомфлота», - сказал Чилингаров, подчеркнув, что интенсивный этап освоения уже начался.
В центре внимания развития Арктики должны быть и вопросы безопасности, и в первую очередь решение экологических задач. «Все, что связано с экологией, даже первичнее, чем бизнес. Поэтому мы должны обеспечить безопасное плавание по трассе Северного морского пути, раз мы говорим, что он короче и эффективнее», - подчеркнул Чилингаров. В международном сотрудничестве важна и ликвидация последствий транспортировки танкеров и других кораблей по Северному морскому пути. Сегодня уже есть решение, что МЧС будет строить 10 арктических баз по определенным точкам быстрого реагирования. «Есть и международное сотрудничество, к которому мы все готовы. Но координацию действий должна проводить та страна, которая юридически обладает этой трассой», - сказал спецпредставитель президента, сообщает www.itartass.