Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении «ОК Русал - торговый дом» (торговое подразделение UC Rusal) по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке первичного алюминия марки А7, рассказал «Ведомостям» представитель ФАС. Имя жалобщика он не раскрыл. А источник, видевший жалобу, сказал, что это волгоградский производитель алюминиевых порошков и пудры ООО «Валком-ПМ». Представитель этой компании от комментариев отказался.
Жалоба поступила около трех месяцев назад. Потом «Валком-ПМ» отозвала заявку, но ФАС все равно возбудила дело. Ведомство обнаружило признаки навязывания контрагенту невыгодных для него или неотносящихся к предмету договора условий поставок, а также создания дискриминационных условий для разных потребителей, уточняет начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников. «ОК Русал - торговый дом» отказывалась в прошлом году поставлять заявителю металл с Волгоградского алюминиевого завода, навязывая отгрузку с Красноярского. Это повлекло за собой увеличение транспортных расходов и поставило потребителя в неравное положение на рынке алюминиевых порошков, отмечает представитель ФАС.
«Валком-ПМ» потребляет 15000 тонн алюминия в год. Стоимость перевозки 1 т металла из Красноярска в Волгоград по железной дороге по тарифам РЖД составляет около 2000 рублей (без НДС), подсчитал сотрудник одной из транспортных компаний. Таким образом, «Валком-ПМ» могла потратить на перевозку около 30 млн рублей.
UC Rusal грузит металл на экспорт с заводов, максимально близких к границе и портам, знает сотрудник предприятия - крупного потребителя алюминия. А российские покупатели часто получают алюминий с дальних заводов, добавляет он. Надбавка к цене (по предписанию ФАС, UC Rusal должна продавать А7 по цене LME), по его словам, может составлять $100-200 за 1 тонну.
Если ФАС признает UC Rusal нарушившей закон, компания может понести существенные потери. В общем объеме продаж алюминия по итогам 2010 г. на первичный пришлось около 67%, следует из материалов UC Rusal. В производстве первичного алюминия на долю марки А7 должно приходиться не менее 90%, говорит начальник отдела производственного аудита «МЭФ-аудита» Александр Победаш. В 2010 г. выручка UC Rusal на российском рынке составила $2,3 млрд, говорится в отчете компании по МСФО. Если допустить, что до 90% продаж пришлось на алюминий марки А7, то в России UC Rusal заработала на этих продажах $2,1 млрд. Санкция за нарушение антимонопольного законодательства - 1-15% от выручки от продаж продукции на конкретном рынке. Получается, это может составить $20-310 млн, подсчитал аналитик UBS Кирилл Чуйко. Максимальный штраф будет весьма чувствительным для UC Rusal. Это около 10% от прогнозируемой EBITDA компании в этом году, указывает аналитик «ВТБ капитала» Вадим Астапович.
Представители UC Rusal Ольга Санарова и Вера Курочкина отказались вчера общаться с «Ведомостями».