При комитете Государственной Думы России по транспорту создан Экспертный cовет, который будет заниматься совершенствованием существующего транспортного законодательства. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Александр Старовойтов на пленарном заседании конференции «Транспортная безопасность и технологии-2012», которая прошла в Экспоцентре на Красной Пресне.
Новость была с энтузиазмом воспринята участниками конференции, среди которых были крупные чиновники (в том числе директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ Владимир Муратов, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД России Василий Ярцев и многие другие), представители коммерческих предприятий и общественных организаций, работающих в сфере транспорта, а так же метрополитенов городов Баку и Алматы.
Проблема недоработок транспортного законодательства стояла перед транспортниками довольно давно. Основной закон, ФЗ-16 «О транспортной безопасности», принятый в 2007 году, имеет рамочный характер и нуждается в большом количестве подзаконных актов, приказов и других документов. В 2010 году, после взрывов в московском метрополитене и принятия Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, вопрос о транспортном законодательстве начал решаться. На сегодня, по словам Александра Старовойтова, основные моменты уже нашли свое воплощение в документах. Тем не менее, по словам депутата, из-за некоторых недоработок, а так же того, что до сих пор не имеет законодательного определения термин «транспортная безопасность», все еще невозможно приступить к реализации ряда положений Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Комплексная программа - это крупный госпроект, призванный, объединив силы Минтранса и силовых ведомств, защитить пассажиров всех видов транспорта от актов незаконного вмешательства - терактов, проникновений на транспортные объекты с целью диверсий, порчи имущества, краж, а так же ложных звонков об угрозе взрыва.
Нестыковки и недоработки в законах мешают определить и статус досмотровых служб аэропортов и других крупных транспортных объектов. Пока что законодатели сошлись в одном: эти службы не должны подменять собой МВД и ФСБ. То есть, обыски, задержания, оперативные мероприятия должны лежать вне сферы их компетенции. Вместе с тем, задача этих служб - сделать досмотр как можно менее обременительным для пассажиров. При этом не стоит забывать, что благодаря досмотру пассажиров в 2011 году было изъято 84,3 кг врывчатых веществ и 240 единиц огнестрельного оружия. А значит, комфорт пассажиров не должен возникать за счёт понижения уровня безопасности, при этом важно не ущемить их права.
Среди положительных событий, происходящих в области законотворчества Александр Старовойтов отметил активность бизнес-сообщества и общественных организаций. «Они все чаще выступают с предложениями в сфере транспортной безопасности», - отметил он, и добавил, что законодательство нужно разрабатывать всем вместе, чтобы не вышло так, что государство, заботясь о безопасности своих граждан, при этом ставит преграды честному бизнесу.
Наша справка:
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11256,4 млн рублей.