Как мы уже сообщали, уже согласованный на должность первого заместителя губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин вчера предварительно пообщался с депутатами во фракциях. Так что все вопросы, на которые он сегодня ответил в Мурманской областной думе, в принципе не были для него новыми.
Алексей Тюкавин: «За то недолгое время, что нахожусь в правительстве Мурманской области, хорошо осознал широту вопросов, которые нам предстоит решать. И это меня сдерживает в разного рода оценках и каких-то заявлениях. Для того чтобы строить планы на будущее, надо сначала разобраться в настоящем. Думаю, что в самое ближайшее время правительство области закончит эту работу, после чего мы начнем строить планы и, возможно, корректировать те программы, которые разрабатывались до нас».
Вячеслав Попов: «Я глубоко удовлетворен, что выбор Марины Васильевны (Ковтун, губернатор - Авт.) пал на вас. Я вас давно знаю именно как профессионала. Хочу узнать ваше личное мнение о перспективах развития западного берега Мурманского морского порта? Как вы оцениваете состояние работы портовой особой экономической зоны, которая здесь создана?»
Алексей Тюкавин: «Думаю, что у Мурманского транспортного узла есть все основания и перспективы для развития. Другой разговор, что не надо заниматься глобализмом, строить планы, которые нарисованы на песке и никогда не осуществятся. Мы должны четко определиться с заинтересованными инвесторами, которые готовы вкладывать деньги и строить там соответствующую инфраструктуру. Недавно в Минтрансе нам подтвердили, что готовы вкладывать деньги в инфраструктуру с точки зрения подходов к будущему порту на западном берегу Кольского залива. Теперь дело - за конкретными грузовладельцами, которые проявят желание создавать там терминалы. В ближайшее время мы собираемся пригласить сюда, чтобы лишний раз убедиться в том, кто из них готов конкретно работать. С ПОЭЗ примерно та же ситуация. Сегодня есть 13 компаний, которые выразили желание стать резидентами зоны, но, к сожалению, ни одна из них не подала официальной заявки. Точнее 2 заявки были поданы, но возвращены, потому что некорректно составлены. Видимо, здесь тоже придется встречаться с теми, кто заинтересован стать резидентом зоны, и разбираться».
Игорь Чернышенко: «Я бы хотел попросить, чтобы по вопросу МТУ где-нибудь через месяц-два дать информацию в думе: насколько тема транспортного узла перспективна? Нас 3 года «кормили» тем, что это - одно из стратегических направлений развития Мурманской области. Хотя все мы понимали, что вопросы РЖД и другие не так просты. У меня такой вопрос: одно из мощных направлений развития законодательства, касающегося Мурманской области, - это формирование в 2012 и 2013 годах закона об Арктической зоне РФ и закона, который сейчас обсуждается, но не принят, - о Севморпути. Готовы ли вы войти с предложениями в Минтранс и Минрегион для того, чтобы адаптировать эти законы к интересам нашего региона?»
Алексей Тюкавин: «Сегодня существуют разного рода предложения, которые предыдущее правительство готовило по этому вопросу. Мы анализируем эти предложения: если они дельные, то будем продвигать дальше. Если у нас возникнут свои предложения, то будем корректировать по позициям».
Михаил Антропов: «Разделяете ли вы точку зрения, что государство должно уходить из экономики? Можно ли сейчас в кризисной ситуации оставаться только с индикативными методами управления экономикой? Поддерживаете ли вы необходимость ускоренной приватизации крупных промышленных объектов на территории Мурманской области? Считаете ли вы, что государство - никчемный собственник, и надо быстрее отдавать собственность эффективному собственнику?»
Алексей Тюкавин: «Никчемным собственником может быть не только государство, но и частное лицо, поэтому отказ государства от собственности не означает, что оно - никчемный собственник. Есть много примеров, когда государственное предприятие работает эффективно. Я считаю, что государство имеет много способов регулировать экономику и бизнес в том числе. Поэтому не нужно все сводить к тому, что государство должно обязательно участвовать в собственности и тем самым контролировать. Я считаю, что процесс приватизации должен происходить, потому что сегодня на рассмотрении находятся предприятия, которые раньше являлись монополистами. Вопрос, на мой взгляд, состоит не в том, нужно или нет приватизировать, а как нужно приватизировать. Чтобы мы не наломали дров, как это сделано по реформе железнодорожного транспорта. Чтобы не разбирались, как сегодня разбираемся с энергетикой, когда разные компании выполняют разные функции, а народ не очень понимает, кто главный. Поэтому с точки зрения принципов - я считаю, что государство должно выйти из экономики и не заниматься этим делом. Но государство не должно стоять в стороне, а должно обеспечивать определенные условия, чтобы бизнес развивался, и население при этом не страдало».
Александр Крупадеров: «Ваше понимание: что у нас сегодня с инвестициями в Мурманской области?»
Алексей Тюкавин: «У меня пока нет четкого понимания: пока я серьезных инвестиций здесь не увидел. Пока я увидел только программы по строительству различных объектов, к которым у меня очень много вопросов, начиная с проектной документации, заканчивая суммами, выделенными на тот или иной объект».
Александр Макаревич: «Какие резервы вы видите для наращивания налогового потенциала Мурманской области?»
Алексей Тюкавин: «Всем известно, что в основном бюджет Мурманской области формируется за счет отчислений нескольких крупных предприятий, работающих на этой территории. Поэтому, конечно же, не можем стоять в стороне от деятельности этих предприятий. Мы обязаны активно помогать в работе здесь, чтобы они чувствовали себя комфортно и оставляли деньги здесь. Чтобы у них была заинтересованность - не уводить свои производственные фонды и налоговые отчисления, а приводить сюда. Это первая задача. Вторая задача - развивать средний класс, малое и среднее предпринимательство. Это вещь очень важная, потому что Мурманская область - достаточно урбанизированная, а в городах всегда есть, чем заняться. Вопрос в том, чтобы правительство нашло правильные методы поддержки и убеждало людей в том, чтобы они не боялись заниматься предпринимательством».
Павел Сажинов: «Политика государства - помогать тем, кто работает эффективно, а практика говорит о том, что те, кто слабее, полностью сворачивают свою деятельность. По-русски говоря, загибаются. Если мы и дальше продолжим политику - помогать только сильным, то можем получить нехорошие результаты по тем предприятиям, что работают слабо. Как вы этой связи вы видите работу с предприятиями оборонного комплекса? Они действительно не дают прибыли, хороших финансовых результатов. Но там работают люди, более того - там целые гарнизоны. Как намерено правительство области работать с этим предприятиями?»
Алексей Тюкавин: «Я считаю, что с каждым проблемным предприятием нужно работать точечно. С каждым разбираться: в чем проблема? Она касается внутреннего управления или носит системный характер. Что касается оборонных предприятий, то там проблемы носят системный характер. Это не столько вопрос правительства области, сколько касается его возможности влиять на Министерство обороны в части распределения заказов. Надо стараться, чтобы предприятия все же получали работу и могли содержать имущество и персонал, который есть. Но зачастую у предприятий есть другие проблемы. Нужно, чтобы там работали управленцы, способные соответствующим образом реструктурировать само предприятие, бизнес, что позволит им жить и развиваться нормально».
Василий Калайда: «Я хочу высказать свое пожелание. Предыдущая исполнительная власть полностью дискредитировала себя в глазах населения. Та политика, которая проводилась, с одной стороны была политикой в никуда, с другой - была понятна только тем, кто ее проводил. И население было разочаровано как в исполнительной власти. Так и в законодательной. Мне хочется пожелать все нам изменить эту ситуацию, прежде всего, в морально-психологическом отношении».
Алексей Тюкавин: «Это желание было основным мотивом, когда я соглашался на предложение Марины Васильевны прийти в правительство. В блоггере писали, что Тюкавин чувствует себя в Архангельской области нормально и занимается своим делом. Поэтому всем понятно, что я сюда пришел не потому, что у меня высокая зарплата или какие-то льготы. Я пришел сюда, потому что прожил здесь много, и мне тоже надоело наблюдать то, что творилось здесь в последние годы».