22 мая состоялось первое заседание Программно-целевого совета по теме «О рассмотрении предложений по внесению изменений в целевые программы Мурманской области на 2012 год».
Напомним, начиная с 2012 года, в Мурманской области принят программный бюджет и работа в рамках совета проводится в целях совершенствования процесса формирования региональных целевых программ, а также для принятия согласованных решений исполнительной и законодательной власти. Программно-целевой совет - это завершающий этап процедуры коллегиального обсуждения поступивших предложений по внесению изменений в 62 целевые программы Мурманской области на 2012 год, решения которого лягут в основу формирования проекта закона о внесении изменений в бюджет 2012 года.
С докладом на заседании выступил и.о. министра экономического развития Мурманской области Сергей Агаркова.
Он сообщил, что в настоящее время исполнительными органами Мурманской области реализуются 118 целевых программ, сформированных в соответствии с модельной схемой системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области. За каждым из направлений закреплена соответствующая рабочая группа, осуществляющая предварительное рассмотрение инициативных предложений о разработке долгосрочных целевых программ, а также предложений
исполнительных органов государственной власти Мурманской области по внесению изменений в действующие целевые программы.
Наибольшее число предложений по внесению изменений в целевые программы поступило в рабочую группу по направлению «Развитие и повышение качества человеческого капитала», включающему 46 программ, направленных на достижение 8 тактических целей, обозначенных на слайде.
В областном бюджете на 2012 год на реализацию целевых программ по данному направлению предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 32 млрд рублей, из них: 28 млрд рублей - средства областного бюджета; 4 млрд рублей - средства федерального бюджета.
По результатам заседаний рабочей группы из 24 программ, предложенных к корректировке, 6 целевых программ рекомендованы к рассмотрению на Программно-целевом совете (4 долгосрочные целевые программы и 2 ведомственные целевые программы), а именно:
1. ДЦП «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы. Изменения предусматривают увеличение финансирования объектов капитального ремонта и строительства муниципальных объектов.
2. ВЦП «Специализированная медицинская помощь населению региона» на 2012-2014 годы - увеличение финансирования мероприятий, связанных с капитальным ремонтом объектов здравоохранения и приобретением
оборудования.
3. ВЦП «Поддержка и развитие профессионального искусства Мурманской области» на 2012-2014 годы. Изменения внесены в связи с передачей здания Мурманского гарнизонного Дома офицеров в областную собственность.
4. ДЦП «Модернизация учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры Мурманской области» на 2012-2014 годы - предоставление субсидий муниципальным образованиям на улучшение материальной базы учреждений культуры.
5. ДЦП «Развитие спортивной инфраструктуры в Мурманской области» на 2012-2014 годы - корректируются объёмы финансирования инвестиционных проектов по годам реализации.
6. ДЦП «Дети Кольского Заполярья» на 2012-2014 годы - изменения связаны с переносом начала строительства областной детской многопрофильной больницы в связи с отсутствием в настоящее время возможности технологического подключения объекта к сетям энергоснабжения.
В случае одобрения вносимых предложений, а также с учетом изменений, принятых на заседании рабочей группы, расходы на реализацию программ в рамках указанного направления в 2012 году увеличатся на 45,2 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета на 3 млн рублей, за счёт средств федерального бюджета на 42,2 млн рублей.
К сфере деятельности рабочей группы по направлениям «Развитие гражданского общества», «Обеспечение благоприятной окружающей среды для населения региона», «Повышение безопасности населения региона», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» относятся 24 целевые программы, направленные на достижение 15 тактических целей.
В областном бюджете на 2012 год по указанным направлениям предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,4 млрд рублей, из них: 2,1 млрд рублей - средства областного бюджета; 347,8 млн рублей - средства федерального бюджета.
На рассмотрение рабочей группы поступили предложения по внесению изменений в 8 целевых программ, из них 3 программы рекомендованы к вынесению на заседание Программно-целевого совета:
1. ДЦП «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности населения и выполнение мероприятий гражданской обороны в Мурманской области» на 2012-2014 годы.
Изменениями в программу предусмотрено увеличение объёма финансирования мероприятий по двум подпрограммам на 36,5 млн рублей, в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета на 2,9 млн рублей (выполнение ремонтных работ в отделениях для пожилых людей и инвалидов).
- за счёт средств областного бюджета на 33,6 млн рублей (увеличение финансирования на предоставление субсидий на ремонт муниципальных образовательных учреждений и выделение дополнительного финансирования на мероприятия, реализуемые с целью устранения предписаний Госпожнадзора).
2. ВЦП «Поддержка сельхозпроизводителей Мурманской области» на 2012-2014 годы.
Изменениями предусмотрено увеличение объемов финансирования программы в 2012 году на 62 млн рублей за счет средств областного бюджета на увеличение уставного фонда государственного областного унитарного сельскохозяйственного предприятия (племенной репродуктор) «Тулома» для пополнения оборотных средств, а также на 4,2 млн рублей за счет средств федерального бюджета на поддержку племенного животноводства.
3. ВЦП «Развитие агропромышленного комплекса Мурманской области» на 2012-2014 годы.
Предусмотрено увеличение финансирования программы в 2012 году за счёт поступления средств из федерального бюджета на субсидирование части затрат по инвестиционным кредитам в размере 5,7 млн рублей (потребность в указанных средствах подтверждена Минсельхозом России).
Дополнительного финансирования за счет областного бюджета не требуется.
В случае одобрения вносимых предложений, а также с учетом изменений, принятых на заседании рабочей группы, расходы на реализацию программ по указанным направлениям в 2012 году увеличатся на 108,5 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета на 95,6 млн рублей, за счет средств федерального бюджета на 12,9 млн рублей.
К сфере деятельности рабочей группы по направлению «Обеспечение комфортных условий проживания и транспортного обслуживания населения региона» относятся 13 программ, направленных на достижение трех тактических целей.
В 2012 году по этому направлению предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 4,1 млрд рублей, из них: 3,5 млрд рублей - средства областного бюджета; 549 млн рублей - средства федерального бюджета.
На рассмотрение рабочей группы поступили предложения по внесению изменений на 2012 год в 13 действующих программ, а также был представлен проект одной новой адресной программы, предлагаемой к реализации начиная с 2012 года.
По результатам проведенных заседаний рекомендованы к вынесению на рассмотрение Программно-целевого совета следующие 6 программ:
1. ВЦП «Подготовка объектов и систем жизнеобеспечения Мурманской области к работе в осеннее-зимний период на 2012-2014 годы».
Рабочей группой одобрено увеличение объемов финансирования по программе в размере 316 млн рублей, в том числе 300 млн рублей на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, 7 млн рублей на компенсацию выпадающих доходов газоснабжающим организациям.
Кроме того, в программу включено мероприятие с объемом финансирования 9 млн рублей, ранее планируемое к реализации в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы.
2. ДЦП «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы.
Внесение изменений в программу обусловлено включением мероприятий по строительству двух жилых домов в п. Варзуга для учителей, а также перераспределением средств между программными мероприятиями, в том числе в связи с необходимостью финансирования работ по планировке территорий, формированию, межеванию земельных участков и проведению кадастровых работ для предоставления на безвозмездной основе земельных участков,
находящихся в собственности Мурманской области, для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям (при рождении третьего (или последующего) ребенка).
3. По программам, реализуемым Министерством строительства и территориального развития Мурманской области в рамках финансовой поддержки Мурманской области за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (185-ФЗ), предусмотрена корректировка объемов
финансирования в связи с необходимостью увеличения расчетной стоимости одного квадратного метра жилья.
По результатам заседаний рабочих групп одобрено увеличение объемов финансирования по адресной программе Мурманской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010-2012 годы, а также адресной программе Мурманской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011-2012 годы на 28,3 млн рублей и 85 млн рублей соответственно.
По двум другим адресным программам - это адресная программа Мурманской области № 4 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год и дополнительно разработанная адресная программа Мурманской области № 5 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год на заседании рабочей группы окончательное решение по объемам финансирования не принято, предложено вынести решение на рассмотрение Программно-целевого совета Мурманской области.
Таким образом, без учета двух последних программ, расходы на реализацию программ в рамках указанного направления в 2012 году увеличатся на 357,4 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета на 292,9 млн рублей, за счет средств федерального бюджета на 64,5 млн рублей.
К сфере деятельности рабочей группы по направлению «Обеспечение устойчивого экономического роста» относятся 17 целевых программ, направленных на достижение тактической цели «Повышение
конкурентоспособности экономики региона».
В областном бюджете на 2012 год на реализацию целевых программ по данному направлению предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,2 млрд рублей, из них: 2,1 млрд рублей - средства областного бюджета; 765 тыс рублей - средства федерального бюджета.
Рабочей группой рассмотрены предложения, поступившие от исполнительных органов государственной власти Мурманской области по внесению изменений в 5 целевых программ.
В результате принятых решений, дополнительные бюджетные ассигнования за счет средств областного бюджета планируются только по одной программе: ВЦП Комитета рыбохозяйственного комплекса «Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области на 2012-2014 годы» в сумме 8,9 млн рублей для софинансирования расходов федерального бюджета, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов организациям по инвестиционным кредитам, полученным на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для осуществления промышленного рыбоводства.
По ДЦП Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года, предусматривается увеличение объемов финансирования на сумму 128,3 млн руб. для предоставления муниципальным образованиям субсидии на реализацию проектов по оснащению узлами учета энергоресурсов и формированию системы учета и контроля потребления энергетических ресурсов за счет перемещения средств из других программ Министерства.
По ВЦП Министерства экономического развития «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2012-2014 годы увеличение объемов финансирования по программе на сумму 31,9 млн рублей для предоставления грантов на создание собственного бизнеса начинающим предпринимателям, развитие Центра поддержки предпринимательства, а также бизнес-инкубатора - за счет распределения неиспользованных остатков прошлых лет средств федерального бюджета.
По двум остальным программам ВЦП «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2012-2014 годы и ДЦП «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области» на 2012-2014 годы изменения связаны с перемещением средств по мероприятиям программы без привлечения дополнительных средств областного бюджета.
По всем представленным программам рабочей группой были приняты решения о согласовании вносимых изменений без вынесения на рассмотрение Программно-целевого совета.
В результате всех проведенных изменений расходы областного бюджета по данному направлению в 2012 году увеличатся на 170,1 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета на 137,1 млн рублей, за счет средств федерального бюджета на 32,97 млн рублей.
К сфере деятельности рабочей группы по направлению «Повышение эффективности государственного управления» относятся 20 целевых программ, направленных на достижение семи тактических целей.
В областном бюджете на 2012 год по данному направлению предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 7 млрд рублей, из них: 4,7 млрд рублей - средства областного бюджета; 2,3 млрд рублей - средства федерального бюджета.
На рассмотрение рабочей группы поступило 11 предложений по внесению изменений в целевые программы, из них на рассмотрение Программно-целевого совета рекомендована одна ведомственная целевая программ аппарата правительства Мурманской области: «Материально-техническое и транспортное обслуживание деятельности губернатора, правительства и органов государственной власти Мурманской области».
Дополнительная потребность в финансовых ресурсах на реализацию данной программы составляет 5,8 млн рублей, которая вызвана необходимостью увеличения субсидии, предоставляемой государственному областному бюджетному учреждению «Управление по эксплуатации и обслуживанию государственного имущества Мурманской области» на выполнение
государственного задания по организации охраны помещений, выполнения технических функций по обеспечению и обслуживанию работы заместителей Губернатора и руководителей исполнительных органов государственной власти.
В результате предварительного рассмотрения и проведения оценки представленных предложений и принятых решений рабочей группы расходы областного бюджета по данному направлению в 2012 году сократятся на 19 млн рублей.
«Подводя итоги деятельности рабочих групп Программно-целевого совета в рамках формирования изменений в закон об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, необходимо отметить большой объём проделанной работы, - сказал Сергей Агарков. - Так на заседаниях были рассмотрены предложения по внесению изменений на 2012 год в 62 программы на общую сумму 1,2 млрд рублей, из них 16 программ рекомендованы к рассмотрению на Программно-целевом совете».
В результате предварительного рассмотрения и проведения оценки представленных предложений, объём финансирования целевых программ по всем направлениям модельной схемы системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области увеличится на 662,2 млн рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета на 509,6 млн рублей, средств федерального бюджета на 152,6 млн рублей