Пока Москва обдумывает новую «нефтяную войну» против своего ближайшего союзника Беларуси, ЕС привязывает её к себе новыми коммуникациями, сообщает www.rosbalt.ru. В отличие от нетерпеливого и жадного Кремля, Брюссель пользуется и кнутом, и пряником.
В России думают, что после вступления Беларуси в Таможенный союз, дело уже «в шляпе»: Минск никуда не денется и на века попал в геополитическое поле России. Кремль даже стал демонстрировать пример белорусской интеграции Украине: мол, вот более сговорчивый Лукашенко уже получил и дешёвый газ, и инвестиции, и упрощённое таможенное оформление для экспорта товаров, и ряд других преференций. Но радоваться Москве, очевидно, рано: Европа не оставляет попыток развернуть геополитический вектор Белоруссии. В силу того, что Лукашенко социалист, автократ и поклонник СССР, у Брюсселя это получается пока слабо, но нельзя не отметить, что его политика по привлечению новых союзников выглядит куда действеннее и эффективнее российской.
Во-первых, Европа постепенно уменьшает димпломатическую блокаду Белоруссии: в Минске недавно побывали дипломаты из Болгарии и Латвии. Ездил в Латвию и премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. А во-вторых и в главных, недавно белорусским компаниям разрешили выкупить порт в Клайпеде, чего белорусы безуспешно добивались много лет. Более того, 30% акций ключевого терминала, через который идёт почти весь экспорт «Беларуськалия», отдали за смешные 30 млн рублей.
Учитывая, что своё предприятие Лукашенко оценивает в 30 млрд долларов, а «поставить его «на колени» можно при помощи одного только порта, сумма действительно выглядит ничтожной. В Беларуси говорят, что литовцы пошли на уступки после того, как на горизонте замаячила реальная перспектива продажи предприятия россиянам. Теперь Минск рассчитывает увеличить объемы экспорта калийных удобрений через Клайпеду в два раза.
У Белоруссии наклёвывается еще несколько подобных проектов. Например, Беларусь построит в Литве огромный железнодорожный терминал у самой границы. Его площадь составит 400 га. Белорусский премьер заявляет, что цель белорусов - создать «хаб европейского масштаба».
Белорусский политолог Юрий Шевцов считает потепление отношений между Белоруссией и ЕС неизбежным. Дело в том, что Литва, традиционно считающаяся «адвокатом» белорусского президента в ЕС, следующие полгода будет председательствовать в Европейском Союзе. А основным дипломатическим мероприятием объявлен ноябрьский саммит Восточного Партнерства в Вильнюсе. На этом саммите предполагается подписание договоров об ассоциации с ЕС Украиной, Модовой, Грузией и, быть может, Арменией. Если Европа предложит всем этим странам новые «пряники», Кремлю будет, как минимум, сложнее втягивать их в Евразийский экономический союз. Кроме того, как член Восточного партнерства Беларуси может рассчитывать на порцию финансовых вливаний.
Хронологически все эти европейские «пряники» совпали с новым этапом применения «кнута» со стороны Кремля. И вряд ли случайно. Если Москва передавит, Лукашенко вновь начнёт поворачивать вектор внешней политики на Запад: такое уже случалось.
«В конечном счете, союз Белоруссии и России устойчив, но эта устойчивость дается большой ценой. Вот и сейчас - с одной стороны, российское руководство отдаёт себе отчёт в необходимости прикрыть Белоруссию и свое западное направление своими ВВС. С другой стороны, идёт спор о приватизации пяти крупнейших предприятий Беларуси. Предполагается, что на их базе совместно с российскими партнерами будут формироваться холдинги или даже интегрированные совместные корпорации. Заинтересованные лица с российской стороны используют свои возможности для давления Беларуси по условиям таких объединений», - рассказывает Шевцов.
Как скоро терпение у Минска закончится и он пойдёт по пути Киева, сделавшего почти всё для подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, пока не знает, кажется, даже сам Лукашенко. Как рассказал на условиях анонимности близкий к правительству РБ местный государственный журналист, белорусские власти недовольны действиями Москвы все больше и больше. «Россия всё делает грубо, нахрапом, постоянно давлением занимается, угрожает. А Европа куда мягче, дипломатичнее, готова учитывать наши интересы. Вот и получается: идеологически и экономически нам вроде бы и выгоднее быть с Россией, но московские политики и хозяйственники ведут себя слишком агрессивно», - примерно так, по его словам, сегодня рассуждают все белорусские чиновники в разговорах между собой.