Региональные власти спешно перебрасывают имеющиеся бюджетные ресурсы на социальные нужды. При этом решительно урезают инвестиции в экономику и ЖКХ. Помогает это не многим. В трети российских регионов задачу президента Владимира Путина - довести зарплату учителей до средней по экономике субъекта - выполнить пока не смогли, сообщает www.finmarket.ru.
Расходы бюджета растут практически во всех регионах. По итогам I квартала, как следует из данных Федерального казначейства, лишь в шести субъектах федерации расходы консолидированных бюджетов были меньше, чем за тот же период прошлого года. Правда, в 21 регионе рост бюджетных расходов оказался ниже инфляции (менее чем на 7%).
Практически весь прирост расхдов региональных бюджетов этом году достался здравоохранению и образованию. По сравнению с I кварталом прошлого года расходы на них в абсолютном измерении выросли во всех регионах за исключением Владимирской области (-2,4%). В 14 регионах прирост был в пределах инфляции.
Сильней всего расходы на медицину и образование выросли в Ингушетии (на 68,9%) и Москве (на 42,3%). На четверть больше эти расходы стали в Санкт-Петербурге. В целом по всем регионам темпы прироста расходов на здравоохранение и образование вдвое опередили среднее увеличение бюджетных расходов- 19,0% и 9,6% соответственно. Лидерами по темпам увеличения социальных расходов стали северокавказские и наиболее слабые центральнороссийские регионы.
Данные в целом по России показывают, что социальные расходы региональных бюджетов залезли в инвестиционные вложения территорий. Финансирование по самым инвестиционно емким статьям консолидированных региональных бюджетов - «Национальная экономика» и «ЖКХ» - сократилось в январе-марте этого года на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Свои расходы по этим статьям урезали 37 регионов.
Мурманская область находится в числе регионов, где доля расходов на образование и здравоохранение составляет 55-60%.
Причина накачки бюджетными деньгами образования и здравоохранения понятна: регионы пытаются выполнить прошлогодние майские указы президента Владимира Путина о повышении занятых в этих секторах. Уже к концу 2012 года зарплаты учителей должны были сравняться со средней по экономике в регионе. Зарплаты врачей к 2018 году должны вдвое превзойти средние по региону.
«Ситуация в региональных бюджетах достаточно напряженная, - полагает Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара. - Мы планируем по году их дефицит где-то на уровне 1,2% ВВП. Для них это очень много: свободно распоряжаться консолидированные бюджеты могут примерно 8% ВВП (это без учета целевых межбюджетных трансфертов и дорожных фондов). Для одного года - это не катастрофически. Но доходы у них вряд ли сильно вырастут, а расходы будут наращиваться из года в год. Указы президента будут постепенно усиливать давление на статьи расходов на заработную плату.
В итоге ситуация может выйти из-под контроля. Сначала произойдет остановка капитального строительства, снижение инвестиций в инфраструктуру. Наибольшая угроза нависла над ЖКХ (расходы на дороги защищены дорожными фондами). Этот резерв будет выбран очень быстро. Начнутся задержки по выплате зарплат, и где-то между этими событиями - массовые походы в Минфин.
Наращивание бюджетных расходов никакого положительного эффекта на экономику регионов не окажет. Зарплату понесут на местные рынки. Но в итоге это приведет к тому, что импорт немного подрастет, курс рубля снизится. Проблема в том, что в слабых регионах не проводилась реструктуризация бюджетной сети: для этого нужны капитальные расходы. Например, чтобы закрыть малокомплектные школы, надо сделать нормальные базовые школы, дороги к ним и школьный автобус, то есть первоначальные инвестиции.
Умный губернатор прежде всего начнет работать с Росстатом (возможность повлиять на статистику у них есть). А дальше все равно придется проводить реструктуризацию сети. Наглые сразу побегут в Минфин. Глупые будут копить кредиторку».