"Год был насыщен конкретными мероприятиями по ликвидации инфраструктуры контрабанды и сбыта наркотиков, - сообщил Виктор Иванов. - Нам удалось расследовать 230 тысяч уголовных дел. К уголовной ответственности привлечено порядка 110 тысяч преступников, которые находятся в настоящее время под следствием".
Органы госнаркоконтроля провели около 700 межрегиональных операций. С иностранными партнерами - 35.
"Пять операций вообще провели за пределами Российской Федерации на ранних подступах", - уточнил Иванов. Три операции были в Афганистане, удалось уничтожить около 15 нарколабораторий, 18 тонн в героиновом эквиваленте - их уже были готовы отправить в Россию.
"А также в Центральной Америке с никарагуанскими партнерами, с полицией Коста-Рики, Сальвадора и Панамы нам удалось ликвидировать и привлечь к уголовной ответственности двух наркобаронов, которые занимались поставками южноамериканского кокаина не только на американский рынок, но и на европейский, на российский", - рапортовал глава ФСКН. Это позволило увеличить объемы изъятия кокаина на территории России в шесть раз по сравнению с предыдущим годом.
Впрочем, не все так хорошо. "В целом ситуация остается сложной ввиду того, что в Афганистане количество посевов опиумного мака достигло исторического максимума и составило, по оценкам ООН, 209 тыс. гектаров", - объяснил руководитель госнаркоконтроля. "По площадям это сравнялось с посевами куста коки в Колумбии. И это, конечно, отразилось на интенсивности трафика также на северном, на российском направлении", - констатировал он.
"Мы изъяли на 20 процентов больше афганского героина, изъяли 26 центнеров афганского героина и 34 центнера афганского гашиша, - назвал Иванов цифры и сделал вывод. - То есть это существенный рост изъятия, и это говорит о том, что и давление на Россию и на наших партнеров в Средней Азии существенно возрастает". Поэтому ФСКН наращивает международное сотрудничество и планирует разработать эту тему в рамках российского председательства в "восьмерке".
"Нужно продолжать совместную работу с органами здравоохранения, это и профилактика, и другие направления, о которых вы хорошо знаете", - указал президент. Без этой синергии усилий окончательного эффекта добиться невозможно, подчеркнул он.
В ноябре 2012 года Путин поручил разработать государственную межведомственную программу комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. В 30 регионах прошли совещания с экспертами. Сейчас нужно ее утвердить. С ведомствами все согласовано, остался финансовый вопрос, который нужно решать поскорее, пояснил Иванов.
Есть ряд регионов-лидеров, которые не стали ждать принятия стандартов государственной межведомственной программы. Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Башкортостан, Татарстан, перечислил глава ФСКН. "Есть и отстающие. Конечно, необходимо принятие единого стандарта, правил, регламентов и организации работы по реабилитации", - добавил он.
"Завершайте эту работу как можно быстрее", - распорядился Путин.
Глава государства также встретился с Уполномоченным при президенте по правам ребенка Павлом Астаховым. Омбудсмен рассказал, что граждане стали больше усыновлять сирот, и попросил создать единый федеральный реестр детей-инвалидов.
За пять лет на воспитание из детдомов взяли свыше 30 тысяч ребятишек. "Число детей, которые находятся в федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за последние 5 лет", - сообщил журналистам после встречи Астахов. Если в 2009 году их было 140 тысяч, то на начало 2014-го - 106 646 детей.
"Мы очень серьезно работали по выстраиванию системы как отбора приемных родителей, подготовки, обучения, так и сопровождения приемных семей. Я могу привести пример, когда в Москве только в 2013 году начали работать 28 организаций, причем они работают на аутсорсинге, по сопровождению приемных семей", - рассказал омбудсмен.
В итоге в столице в 2013 году на 40 процентов ребятишек больше устроили в приемные семьи. "То есть это в принципе абсолютный рекорд. При этом в Москве мы знаем, где до сих пор существует и работает патронат, - за последние три года практически детей из патроната не возвращали. То есть это говорит о качестве работы", - заключил он.
"В 2013 году мы наблюдали достаточно серьезный рост числа детей, устроенных в семьи, - подытожил Уполномоченный. - Если в прошлые годы это было в пределах 1-1,5 процента, то в 2013 году - 6,7 процента". "И это как раз показатель того, что не только усилия государства в данном случае привели к таким результатам, но прежде всего очень активная позиция общества", - оценил он.
"Сегодня можно точно сказать - ни одного человека в России не осталось равнодушного к проблемам детей-сирот", - убежден Астахов.
Вместе с Минздравом региональные уполномоченные по правам ребенка собрали данные о детях-инвалидах в детдомах, всего их около 17 тысяч. "Наше предложение - рассмотреть возможность создания единой базы по учету детей-инвалидов в РФ для того, чтобы мы знали каждого такого ребенка, и помощь была адресная", - сообщил журналистам омбудсмен.
По его словам, в концепции развития здравоохранения средства предусмотрены, и реестр должны были сделать в прошлом году.