Мурманские школы уже почти 1,5 недели отработали дистанционно, за это время северянам пришлось столкнуться со сбоями на образовательных порталах, отсутствием компьютеров у некоторых семей. Однако даже такой короткий срок показал, насколько важна цифровизация, и в какую сторону необходимо двигаться заполярному образованию. Учителя, ученики и их родители рассказали Nord-News, как им удалось адаптироваться к онлайн-обучению, также своим мнением поделилась региональный министр образования.
Версия первая. Учителя.
Большинство заполярных педагогов, опрошенных информагентством, сошлись на том, что переход на дистанционное обучение - это был единственный вариант в нынешних условиях. Никто не ожидал. К такому резкому переходу адаптировались далеко не все.
- Это лучший вариант в сложившейся ситуации. В школу ходить нельзя, но и досрочно закончить - тоже плохо. Еще и зарплату обещают урезать, хотя нагрузка увеличилась в разы. Всем тяжело далась первая вводная неделя. Дальше должно быть легче, - предположила учительница младших классов мурманской школы Валерия.
- А я считаю, что дело не в системе, а в людях. Я быстро адаптировалась. Некоторые коллеги, причём «за 50» - тоже. Но есть те, кто с технологиями совсем на «вы», даже с электронной почтой с трудом управляются - вот им тяжело, - отметила педагог русского-литературы кольской школы Елена.
Но и она призналась, что нагрузка на учителей - просто «сумасшедшая».
«Приходится работать более 12 часов, а то и круглые сутки: подготовка к урокам, запись видео, общение с детьми, проверка домашнего задания, и так по кругу».
При этом, среди учителей нет единой системы - каждый выбирает тот формат обучения, который удобен ему:
- Я работаю на платформе ЯКласс. Платформа достаточно удобная, практически не зависает. Проблемы были только в первые дни. Сейчас сбоев практически нет. Удобно, что можно создать тест и загрузить теорию. Трансляция уроков, для меня лично, вещь не очень удобная.
- Присылаю видеоурок с заданием, а также провожу онлайн русский и математику.
- Использую прямые трансляции, задания через АИС и учебные платформы Учи.Ру, lerningApps.
- Провожу прямые трансляции в Zoom, Discord.
Учитель истории Александр из Мурманска отметил Nord-News, что работе мешают и бытовые моменты.
- Жена из дома работает дистанционно, еще и сын не ходит в садик, так как его группа не работает. А у меня все время на уроки уходит. Вся семья дома, это отвлекает порой, - сказал Александр.
- Мне, единственное, нравится, что в «школу» можно вставать не за два часа, а за 20 минут. Да и ко мне как к дистанционному репетитору стали больше детей обращаться, - добавила учитель иностранного языка Анастасия.
Опрошенные информагентством преподаватели подытожили, что современному образованию обязательно нужна модернизация. И первая дистанционная неделя подтвердила эту точку зрения. Педагоги предположили, что внедрять обучение онлайн нужно, но в качестве дополнения. Например, для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, или для тех учеников, которые находятся на больничном, или не по каким-то другим причинам не могут присутствовать в классе.
«Уже понятно, что что-то в образовании изменится после пандемии».
Вместе с педагогами сейчас «страдают» и сами школьники. Им не хватает общения, на них сваливается большой объем работы, не все могут справиться с самодисциплиной. Зато, если после уроков остается время, то можно посмотреть лекции и другие полезные для обучения ресурсы, особенно тем, кому предстоит в этом году сдавать выпускные экзамены.
Версия вторая. Ученики.
Как раз старшеклассники и поделились с Nord-News своими впечатлениями. Они рассказали, что каждый учебный день в основном состоит из трех уроков по 30 минут, но в некоторые дни они разбросаны с перерывом в два часа. Это совсем неудобно.
- Усвоить материал, как на реальном уроке, не получается. За полчаса нужно и предмет понять, и прослушать как делать домашнее задание. Особенно сложно по профильным предметам. Там требуются углубленные знания, а учебники у нас обычные. Приходится самому все искать. Да и тесты скидывают нам каждый день и в большом количестве, - поделилась ученица 9 класса мурманского лицея Юлия.
С проблемой нехватки времени согласилась и ученица 11 класса города Полярного.
«Просто тонны домашнего задания!»
- Учиться дистанционно однозначно сложнее, так как учителя думают, раз мы сидим дома, то и времени у нас больше на выполнение просто тонны домашнего задания. Ещё и постоянные перебои интернета не позволяют сосредоточиться. Часто пропадает связь, - добавила Ирина.
Некоторые ученики признались, что приходится обращаться к репетиторам, а от родителей, как таковой, помощи нет. Просто далеко не все разбираются в школьной программе, да и у каждого еще своя дистанционная работа.
Версия третья. Родители.
«Дети порой в панике, истерике, а с ними - и родители».
Так описали первую неделю дистанционного обучения родители мурманских школьников. Судя по опросу Nord-News, основная проблема в том, что система дистанционного обучения пока еще не налажена. Родителям в первые дни приходилось учиться вместе с детьми, объяснять им, как заходить на онлайн-порталы, учить их отправлять домашнюю работу. Да и сами задания для младшеклассников учителя скидывают по утрам в общий чат именно родителям, поэтому всегда нужно быть включенным в процесс.
Родители отметили, что нагрузка увеличилась в основном для учеников постарше, а тем, кто учится в начальной школе, задают не так много уроков.
- Поначалу были частые сбои на образовательных порталах, сейчас уже все хорошо. Ну и дети, кажется, привыкли и понимают, что к чему. Наши малыши учатся быстро и все схватывают на лету. Что не скажешь про некоторых родителей. Но их понять можно, у всех же своя работа. Мы с мужем, например, уходим в офис, а весь груз дистанционного обучения ложится на плечи бабушки. Думаю, мы не единственные, у кого такая ситуация в семье, - рассказала информагентству мама второклассницы Екатерина.
Кроме того, в связи с такой непростой экономической ситуацией, родители переживают за семейный бюджет. Они отмечают, что можно было бы и репетитора нанять, чтобы помочь ребенку, но это довольно дорого.
- Сумасшедший дом уже по мне плачет, а я ведь только субботу провела в этом аду. Все остальное время с ребенком занимался супруг. К репетиторам мы не обращались, так как сейчас деньги придётся поберечь, потому что неизвестно, чем все это закончится, и на что мы будем элементарно питаться, - поделилась с Nord-News мурманчанка София.
Что скажет министр?
Министр образования Мурманской области Анна Головина рассказала Nord-News, что у такой системы есть как плюсы, так и минусы.
Среди первых она выделила: широкий доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам; индивидуальный темп обучения; обучение в комфортной домашней обстановке; возможность не пропускать занятия по тем или иным причинам.
Среди минусов: неготовность Всероссийских обучающих интернет-платформ к повышенной нагрузке; отсутствие дома компьютерной техники и возможности использования сети Интернет у 8% школьников нашего региона; повышенная утомляемость при длительной работе на компьютере; отсутствие у младших школьников самодисциплины; нехватка личного общения; незащищенные каналы связи, в которые вклинивается несанкционированный контент; приоритет письменной речи и отсутствие практических занятий.
- Мы получили более 3 тысяч обращений родителей и учителей. Большинство родителей отнеслось с пониманием к ситуации и возникшим техническим проблемам. Еще раз хочу отметить, что на все вопросы, полученные в ходе собрания, будут даны ответы. Ежедневно ведется мониторинг организации дистанционного обучения, проходят рабочие встречи с руководителями муниципальных органов управления образования, директорами школ и педагогами. Любой человек может обратиться в региональное министерство по вопросам организации дистанционного обучения по телефону: 44-19-63, - добавила Анна Головина.
«Мы стараемся реагировать оперативно, но проблем действительно хватает. Это первый масштабный опыт не только для региона, но и для всей страны, поэтому они неизбежны».
Министр пояснила информагентству, что после режима самоизоляции кардинально перестраивать систему образования не надо. Однако использовать такую форму обучения планируется.
- Также не надо забывать о детях с повышенными образовательными потребностями, дистанционное обучение таким детям лучший помощник. Уверена, что и среди учителей найдется не мало поклонников этой формы работы. Опыт этого года будет нам очень полезен, - подчеркнула глава заполярного ведомства.
Между тем, для обобщения и дальнейшего распространения эффективных форм организации дистанционного обучения Андрей Чибис поручил министерству сформировать рейтинг лучших практик.
«Новая форма обучения - еще одна проверка на прочность, динамику, умения для руководителей образовательных учреждений».
- Нам нужно выявить и поощрить лидеров, показавших себя наиболее эффективно, а их практики - распространить. Прошу составить своего рода рейтинг тех, кто лучше всех справился с этой задачей по итогам первой недели и последующего периода, рейтинг тех команд образовательных учреждений, которые действительно оказались способны успешно работать в новых условиях, - сказал Андрей Чибис.
Отметим, что на первой дистанционной неделе из дома работали 5205 педагогов, с рабочих мест - 284. Всего в общих образовательных организациях на местах - 1374 сотрудника. В трех коррекционных школах-интернатах находятся 65 детей. С ними работают на местах 31 учитель и 72 технических работника.
В тех населенных пунктах, где нет интернета в домах, сейчас используются возможности мобильной и стационарной связи. Обучение школьников организовано по индивидуальному учебному плану. Посредством данной связи обеспечено объяснение нового материала и есть возможность консультирования по сложным вопросам.
Фото: yandex.ru
Сейчас читают также: Четыре новые школы появятся в Мурманске за пять лет