11:4714.10.21

Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство.

РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.

Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас - среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году - 3,5%, в 2021 году - 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году - 9%.

Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.

При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен - величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.

Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей - этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения - точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.

Фото: Nord-News

Сейчас также читают: В Мурмашах пропала женщина со шрамом на лбу

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:20«Цифровые кадры» в сфере строительства начали готовить в МАУ

17:20Зураб Церетели подарил музею Мурманска бронзовую скульптуру

17:03В Мурманске обновили два этажа поликлиники на Шмидта

16:39В Мурманске судят мужчину за убийство и расчленение

16:28Водитель «Лады» не справился с управлением на автодороге «Мишуково-Снежногорск»

15:46Бивший жену «порядочный гражданин» из Апатитов отсудил у Российской Федерации 200 тыс. рублей

15:39«Добро» с отремонтированным фасадом пытаются пустить с молотка в Мурманске

15:29Проектировщики пытаются попасть на территорию разрушенного памятника в Лиинахамари

15:06Теперь как ЕГЭ: мурманчанам рассказали о нововведениях при сдаче экзамена на права

15:05Единственная коммерческая новостройка в Мурманске не подходит под Арктическую ипотеку

14:03В ГИБДД разъяснили, кто из иностранцев сможет поменять права без экзамена в Мурманске

14:00КОЛОНКА РЕАКЦИИ. «Квадратные» рамки

13:26Три пункта «Витаминизации» в Мурманске продолжат работу до конца года

13:02Олимпийские призеры по лыжным гонкам выступят в эфире мурманской радиостанции

12:27Для жителей Мурманской области проведут бесплатные юридические консультации

12:11Доступ к высокоскоростному интернету от «Ростелекома» получили около трех тысяч семей Заполярья

12:08В 13.30 закрывают дорогу в Териберку

11:41Дом молодежи Мурманска приглашает на диалог о планах на будущее

Все новости