Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство.

РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.

Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас - среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году - 3,5%, в 2021 году - 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году - 9%.

Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.

При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен - величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.

Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей - этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения - точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.

Фото: Nord-News

Сейчас также читают: В Мурмашах пропала женщина со шрамом на лбу

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:16Раненого тюленя разместили в гостинице Териберки

17:32Минприроды издалека контролирует ситуацию по спасению тюленя в Териберке, а на помощь едут специалисты и ветеринары

17:03В Мурманске бомж совершил налёт на магазин часов

15:242 дня в Мурманске ученые будут рассказывать о современной науке на фестивале «Кстати»

14:50В Териберке нашли раненого тюленя [видео]

14:50Любителям экзотики: в Мончегорске продают бородатых агам

14:07В Мурманске с консультанта по подбору автомобиля взыскали более 3 млн рублей

13:05Леон Мирошник из Мурманска установил экстремальный рекорд в Омске

12:05Александр Карелин ответил мурманским каратистам на вопрос о том, как стать депутатом

11:33Мурманск выходит в лидеры внутреннего туризма

11:06Маленькая привычка, большая беда: в МЧС Мурманской области напомнили, что гаджеты нельзя надолго оставлять на зарядке

10:31В Апатитах пьяный водитель «Нивы» уходил от полицейской погони и оказался в кювете

19:46Неадекват швырнул коньком в Елену Бережную: лезвие пробило череп — чудом выжила и вернулась на лёд после 2 операций

19:04Их часто игнорируют, хотя они могут подсказать многое: 4 симптома болезни печени — обычно проявляются на ногах

18:45Внезапно появятся деньги в конце ноября 2025 года: 2 знака Зодиака скоро кайфанут на морских курортах — кому суждено встретить там свою любовь

18:03«Всегда убираю этот продукт с ужина»: 97-летний гастроэнтеролог — назвал продукт, который не стоит есть вечером

17:45Какие пуховики вышли из моды: не покупайте даже в «чёрную пятницу» на распродаже — будете выглядеть, как грелка на чайнике

17:20Невозможно похудеть, не покончив с ними: 5 привычек-врагов стройного тела — откажитесь от них ради вашего здоровья

Все новости