«В нашем городе, расположенном за Полярным кругом, нет пальм и садов, здесь нет жаркого солнца и ласкового моря, но здесь вы найдете сердечное гостеприимство, свойственное нашему советскому народу», - это слова, прозвучавшие на привокзальной площади Мурманска 27 апреля 1963 года и обращенные к прибывшему Фиделю Кастро.
«Мы встретили здесь температуру, к которой мы не привыкли в нашей стране. Снаружи страшно холодно, но в сердцах ваших жарко», - ответил лидер кубинской революции тысячам мурманчан, наводнившим площадь.
Это выглядело так же фантастично, как если бы сегодня на площади Пять Углов приземлился космический шаттл и из него вышли Мадонна со Шварценеггером и забацали бы дуэтом «Прощайте скалистые горы». Событие было невероятным, не только потому что на тот момент Фидель - звезда номер один мирового масштаба. А больше в связи с тем, что, когда Кремль решил убрать свои ракеты с острова свободы, Кастро узнал об этом едва ли не последним и в его тираде, обращенной к Москве и Хрущеву в частности, фраза «сукин сын» была самой ласковой из всех.
Но любовь советских людей к Фиделю была безграничной.
«Кубинская революция была последней революцией, когда была какая-то сказка, какой-то миф, как в 1917 году, что это невозможно. Когда Владимира Ленина в первый раз посадили в тюрьму в 1895 году, ему один жандармский полковник сказал: куда вы, молодой человек лезете? Это же стена - самодержавие. А Ленин ответил: стена, да гнилая, ткни - она и развалится. Многие не верили, что можно сломить систему, - говорит первый секретарь мурманского горкома КПРФ Олег Рябцев. - В случае с Фиделем сказка заключалась в том, что собрались 80 человек в Мексике, сели на яхту «Гранма», я был на Кубе, смотрел на эту яхту, небольшое суденышко, не знаю, как они там 80 человек поместились, пока она плыли, она дала течь и они чуть не утонули».
Но в итоге все закончилось свержением диктатуры Фульхенсио Батисты и появлению первой в Западном полушарии социалистической страны.
Это если бы Фидель Кастро прибыл к нам сегодня, ему подарили бы толстовку с надписью «На Севере жить» и повезли показывать Териберку. В 1963 году - набор был иным. Вождю кубинской революции подарили ушанку и показали Северный флот и ледокол «Ленин».
О том, как это было и что было вокруг этого визита, - в новом выпуске медиапроекта Most.