Какие только звонки не раздаются в офисах руководителей отелей. Начиная от партнёров, клиентов, городской и областной администрации и кончая контролирующими органами и силовыми структурами. Ну и разумеется, бывают звонки от недобросовестных людей. Недавно в колонке «Ярмарка тщеславия» я описывал, как нам позвонили из некоего Аналитического центра с радостной новостью о награждении отеля титулом «Достояние нации», а лично меня титулом «Лучший руководитель года». Но деньги – вперёд!
А на днях мне раздался звонок не абы откуда, а из всемогущего ФСБ. Но сначала за 5 минут до звонка я получил сообщение по мессенджеру от одного из вышестоящих руководителей из Cosmos Hotel Group. Там после коротких приветствий спрашивалось, не звонил ли мне Иванов Иван Иванович (имя было другое). Уже по первым фразам у меня стало закрадываться некоторое сомнение, поэтому я отвечал предельно кратко. На вопрос про Иванова, я спросил «кто это?». Мне было сообщено, что этот человек связан с проверками на предмет информационной и коммерческой безопасности. В ответ я написал «Ок». Потом последовал следующий вопрос: есть ли у меня какие-либо предположения, почему это заинтересовались нами? Мой ответ был «не знаю».
При этом я подумал, что, если это мошенники, то любые мои предположения о каких-то моих сомнениях дали бы им отличную наводку. Но мне и в самом деле не было что ответить на этот вопрос, т.к. наш отель работает на 100% в соответствии с законодательством и на 100% честно платит все налоги. В следующем сообщении от вышестоящего руководителя было напутствие ждать звонка и просьба потом его проинформировать, чем же мы заинтересовали службу безопасности.
И вот вскоре раздался звонок, но не по телефону, а через мессенджер. При этом высветился мурманский локальный телефон. Строгий мужской голос представился «прикомандированный куратор ФСБ майор Иванов Иван Иванович, ответственный за вопросы безопасности и по правовой части». И ещё более строго поинтересовался, предупредили ли меня о его звонке.
Потом он долго и подробно стал рассказывать про сложную и тревожную обстановку вокруг всех нас, про необходимость быть бдительными. Про то что усилилась утечка данных и даже были факты продажи персональных данных в недружественные страны. «С такими негодяями надо решительно бороться!» - вставил я.
При этом майор Иванов периодически всё более и более строгим голосом спрашивал, а нет ли у меня подозрений по поводу каких-либо наших сотрудников? Были ли какие-то подозрительные активности у сотрудников или моих знакомых? Я отвечал, что все сотрудники исключительно честные и порядочные люди. Не получив от меня никой наводки, за которую можно было бы вцепиться, майор решил зайти с козырной карты. Спросив меня сначала, знаю ли я что такое Росфинмониторинг, он сообщил мне пренеприятнейшую новость. Оказывается, сегодня утром этот орган заблокировал мой денежный перевод в один из украинских фондов. И тут же последовал вопрос, в каких банках у меня есть счета.
К этому времени я уже наигрался в эту игру, уже получил заряд юмора на весь день, да и времени было жалко. Поэтому я с лёгкой иронией, но по-прежнему очень вежливо сказал, что эту информацию я предоставлять по телефону не буду, это и есть те самые персональные данные, за безопасность которых так переживает мой собеседник. И, если он действительно из ФСБ, то у него нет никаких проблем получить всю информацию о моих банковских счетах.
- Что значит «если»??!! – вскипел майор Иванов. – Андрей Николаевич, вы что, сомневаетесь! Вас же предупреждали о моём звонке! Напоминаю, что Вы разговариваете с майором ФСБ! Я Вам могу устроить весёлую жизнь!
На что я сказал, что – да, сомневаюсь. Так как я разговариваю с незнакомым мне человеком по странному телефону в мессенджере, не вижу его документов. Поэтому у меня есть все основания считать его мошенником. Последовало ещё несколько угроз, после чего я, выразив готовность прибыть по официальной повестке куда надо, сослался на потерю времени и отключился.
Позвонив тому человеку, от которого получал письменные сообщения, я ожидаемо узнал, что его взломали. Потом позвонил знакомым в мурманское ФСБ. И тут мы с ними с удивление осознали, что мурманский номер телефона, с которого мне звонили, реально существует. Это открытый публичный номер их приёмной. При помощи специальной программы мошенники высветили этот номер для большей правдоподобности.
Вот такие технологии и такие двухходовочки. Всё рассчитано верно с точки зрения психологии. Сначала сообщение от знакомого. Тогда сам звонок вызывает дополнительную степень доверия. Кроме того, задаётся вопрос, чтобы заранее узнать что-то компрометирующее. Ну а дальше, чтобы окончательно подавить способность критически мыслить, звучат громкие (но в меру) звания и должности, желательно из силовых структур. Лично в моём случае за последние годы это были звонки не только из ФСБ, но и МВД, Прокуратура, Следственный Комитет. А ещё был очень забавный и поучительный случай с Налоговой Инспекцией лет 10 назад. Но это совсем другая история, о которой возможно ещё расскажу.
Очень надеюсь, что эта история поможет кому-то из коллег и партнёров по бизнесу не попасть в глупое положение и не лишиться денег. Ну а я в завершении с некоторой гордостью могу сказать, что ни разу ещё наш отель не попался на подобные ухищрения недобросовестных людей. Во всех отелях Cosmos Hotel Group уделяется огромное внимание вопросам информационной безопасности. Мы регулярно получаем инструкции и проходим тренинги по кибербезопасности. И это всё не зря. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою. В бою с жуликами всех мастей.
Сейчас также читают: МАУ вошел в программу «Приоритет 2030» и с 2025 сможет претендовать на гранты