Сегодня поговорим об одной из самых серьёзных проблем подростковых коллективов — буллинге. Это травля одного человека другими во всех её проявлениях: систематические насмешки, запугивание, унижение, порча вещей, заталкивание под парту, вымогательство и откровенные издевательства вплоть до принуждения встать на колени и побоев. Распознать буллинг в сложных отношениях подростков можно по характерным признакам. Их четыре: агрессивное поведение, регулярность, дисбаланс власти среди участников, умышленность.
Согласно опросу ВЦИОМ, в России каждый пятый хотя бы раз в жизни сталкивался с унижением и травлей. Люди подвергались буллингу на работе, в семье, в вузе и колледже, в армии и даже в интернете, но чаще всего — в школе. Результаты опросов среди подростков ещё тревожнее: с агрессией в школе сталкивается каждый второй из них. В каждом третьем случае это психологическая агрессия сверстников, в каждом четвёртом — её физические проявления, в том числе толчки и побои, каждый пятый ученик отметил проявление агрессии со стороны учителей либо в отношении учителей.
Другое масштабное исследование провела Высшая школа экономики: эксперты опросили 8,5 тысяч российских учителей из всех федеральных округов. 36% из них ответили, что проблемы буллинга в школах нет, ещё 26% заявили, что в их школе эта проблема полностью решена. Это резко противоречит тому, что говорят сами подростки и напоминает об одной из сложнейших проблем, связанных с буллингом — отрицанием и замалчиванием со стороны школьной администрации. О буллинге, существующем, пожалуй, столько же, сколько существуют подростковые коллективы, говорить открыто стали недавно. Но до сих пор вместо того, чтобы пресечь агрессию и насилие, нередко ищут другие пути: игнорируют проявления травли, обвиняют жертву, предлагают родителям перевести ребёнка в другое учебное заведение.
Федеральный закон об образовании обязывает школы и колледжи создавать безопасные условия обучения и воспитания. Учителя и администрация, имея авторитет и власть, могут сделать многое. Поэтому сегодня мы обращаемся к учителям, директорам, социальным педагогам и школьным психологам. Как показывает практика, вмешательство со стороны пресекает насилие и прекращает травлю, а грамотное поведение учителя помогает избежать их повторения.
Что может сделать школа? Для начала, в школе или училище не должно быть безнадзорных мест. Чаще всего насилие происходит в туалетах, раздевалках и технических помещениях, поэтому за ними необходим особый контроль. Туалеты должны быть оснащены индивидуальными кабинками, это даёт ученикам комфортное и безопасное личное пространство.
Наблюдение за ситуацией должны осуществлять, в первую очередь, сотрудники охраны, но этот ресурс, естественно, ограничен. К дежурству по школе можно привлекать учеников старших классов, объяснив правила безопасности и порядок действий при столкновении с фактом насилия. При разборе ситуации важно никогда не указывать на дежурных учеников как на источник сообщения о происшествии.
В дружном классе, где учитель подаёт пример уважительного отношения к каждому ученику и твёрдо пресекает попытки издевательств, случаи насилия встречаются крайне редко. Создать здоровый климат в коллективе учителю и, в первую очередь, классному руководителю помогут следующие действия:
- позитивный подход, когда правила поведения устанавливаются в форме «как надо», а не «как не надо», при этом правильное поведение учеников подкрепляется одобрительным кивком или улыбкой;
- организация совместных действий учеников: дежурств, экскурсий, субботников, социальных акций, особое поощрение участия в такой деятельности застенчивых детей;
- грамотное обсуждение темы культурного и национальное многообразия, различий в физических и интеллектуальных способностях, причин, по которым некоторые ученики могут вести себя не так, как остальные, не заниматься спортом или испытывать трудности в учёбе;
- резкое и безусловное пресечение любых насмешек и обидных комментариев в адрес учеников;
- отсутствие практики противопоставления ученика коллективу как в позитивном, так и в негативном смысле: не следует перехваливать лучшего, чтобы не вызвать зависть, а также выделять единственного, кто не решил задачу или не участвовал в мероприятии;
- личный пример уважительного отношения ко всем членам коллектива, не зависимо от успехов в учебе, материального и социального статуса, пола и национальности;
- отсутствие коллективной ответственности за проступок конкретного ученика.
- Ученику, которого отвергают в коллективе, важно помочь, чтобы его изоляция не стала привычной:
- посадить рядом с уверенным в себе, имеющим авторитет среди сверстников, но не агрессивным одноклассником;
- рассадить учеников, один из которых ведёт себя агрессивно и постоянно задирает соседа, но не усиливать изоляцию отвергаемого, сажая его отдельно;
- если в классе есть отвергаемые дети, при проведении командных мероприятий разделять учеников самостоятельно, чтобы не оставалось тех, кого ни одна команда не захочет принять к себе;
- если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дать шанс исправиться: например, поймав на воровстве, поговорить наедине и не придавать случай огласке, если такого больше не повторится;
- не игнорировать жалобы учеников и не порицать «ябедничество», никакие враждебные высказывания или оскорбительные рисунки не должны оставаться без внимания.
Другая сторона проблемы состоит в том, что, даже став жертвой травли, более 15% подростков не расскажут об этом никому. Есть признаки, которые могут подсказать, что ребёнку нужна помощь. Их важно знать как родителям, так и педагогам. Это частые пропуски занятий или прогулы в определённые дни, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без причины или по надуманным причинам, частые жалобы на плохое самочувствие на занятиях, избегание друзей, изоляция со стороны одноклассников, резкое снижение успеваемости, пугливость, боязнь громких звуков и резких движений, и самый явный — частая потеря или порча личных вещей, синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.
Методические рекомендации по выявлению и реагированию на случаи насилия в образовательной организации определяют чёткий порядок действий, если факт насилия обнаружен.
В первую очередь, естественно, немедленно остановить драку или издевательства, если о них стало известно, при необходимости оказать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую помощь и незамедлительно информировать родителей пострадавшего ученика. Сразу же после инцидента следует поговорить по отдельности с пострадавшим, обидчиком и свидетелями. Такие беседы обычно проводит классный руководитель. Может потребоваться беседа с родителями участников конфликта. Случаи насилия должны быть внесены в журнал учёта и в дальнейшем разобраны специальной комиссией, которая составит план действий. Основная задача — снизить последствия для всех участников, в первую очередь, для пострадавшего.
К обидчику могут применяться воспитательные и дисциплинарные меры, например вызов родителей в школу, постановка на внутришкольный учёт, временный перевод в другой класс. Зачастую после полного разбора ситуации беседа учителя совместно с обидчиком и пострадавшим ставит точку в издевательствах. В особых случаях, когда подростки систематически и осознанно подвергают травле других учеников, может потребоваться угроза применения либо действительное применения таких мер, как сообщение в полицию или отчисление.
Каждый случай насилия в школе или училище травмирует всех — и пострадавшего, и обидчика, и свидетелей. В каждом случае только полное прекращение издевательств и серьёзная работа со всеми, кто в них участвовал, спасёт детей и подростков от травм, которые не заживают долгие годы.