Из целой россыпи тем, на которые мне предложила обратить внимание на этой неделе мой продюсер, я выбрал, как мне кажется, самую сложную и противоречивую. Причем, продюсер предложила мне её самой последней, да еще и приписав «не знаю, покажется ли вам это интересным». Показалось, Саша. Ох, как показалось!
Российско-армянский актер, продюсер и режиссер Сарик Андреасян в ходе встречи со студентами московского Киноколледжа № 40 заявил о ненависти к фильмам культового советского режиссера и сценариста Андрея Тарковского. Он назвал работы коллеги по цеху «деградирующим кинематографом». Вот цитата из злобной лекции: «Я ненавижу Тарковского. Тарковский — это ужасно. Я ненавижу авторское кино, Тарковский — это плохо. Если вы позвали меня обсуждать это, я это обсуждать не готов. Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это».
Теперь объясню причины, заставившие меня писать сегодня именно об этом. Я люблю кино. Всякое. И комедии, и трагедии, и мелодрамы, и авторское кино. Именно люблю. Я любитель, а вовсе не профессионал. Но, согласитесь, ведь даже чтобы рассуждать на уровне «нравится-не нравится» надо что-то в этом деле соображать. Или, по крайней мере, иметь какое-то представление. Мне кажется, что какое-то представление о кино я имею. В моей домашней коллекции более пятисот фильмов. Самых разных. От Эльдара Рязанова до Вуди Аллена, от Никиты Михалкова до Милоша Формана, от Леонида Гайдая до Педро Альмодовара, от Андрея Тарковского до Джорджа Ромеро, от Андрона Кончаловского до Ларса фон Триера (список далеко не полный). Режиссера Андреасяна в нем нет. Хотя фамилия мне, безусловно, знакома. Был такой легендарный армянский футболист ереванского «Арарата» Аркадий Андреасян. Отличный был футболист. Чемпион Советского Союза, призер Олимпийских Игр. Видел множество матчей с его участием. Ни одного фильма режиссера Андреасяна не видел. Но мы живем в такое время, когда для того, чтобы стать известным, надо просто налить дерьма на коллегу по цеху. И о тебе заговорят! Ведь не собака укусила человека, а человек укусил собаку.
Чем же так успел насолить режиссер Андрей Тарковский режиссеру Сарику Андреасяну, которому было всего два года от роду, когда Андрей Арсеньевич умер? Может быть, тем, что Тарковского, который успел снять всего семь с половиной фильмов, знают во всем мире, а имя плодовитого, снимающего по фильму в год Андреасяна известно совсем немногим?
Буквально вчера я наткнулся на каком-то сайте на статью о творчестве Тарковского. К ней было около тысячи комментариев, девяносто девять процентов из которых поливали режиссера грязью, называли его картины тягомотиной, вспоминали, как на премьерах к концу фильма в зале оставалось всего несколько человек. Словно все эти комментарии оставили этакие маленькие андреасянчики.
Мои родители воспитали меня так, что если мне что-то не нравилось, то я всегда обращался в первую очередь к себе. Мне это не нравится… А может быть, я этого просто не понимаю? В силу разных причин. В том числе и в силу явно завывшенной самооценки, в силу явно недостаточного образования… Да мало ли в силу еще чего…
Мне нравится творчество Андрея Тарковского. Не всё. Нравится великолепное «Иваново детство», обожаю «Зеркало» и «Солярис». «Андрея Рублева» считаю практически абсолютным шедевром. А вот два фильма снятых им в эмиграции — «Ностальгия» и «Жертвоприношение» не нравятся. Или я их не понимаю? Но отношение может с годами и поменяться. Помню, был я на творческой встрече с Олегом Янковским. Он вспоминал о своей работе с Тарковским в фильме «Ностальгия». Рассказывал долго, подробно и с любовью. А в заключение прочитал стихотворение отца режиссера замечательного поэта Арсения Тарковского, которое звучит в заключительной сцене фильма, заканчивающейся смертью героя. Уверен, что любимец всей страны Олег Иванович Янковский имел уж никак не меньше оснований на оценку творчества Андрея Тарковского, чем малоизвестный режиссер Андреасян. Переменил он и моё отношение к фильму. Правда, для этого пришлось его пересмотреть еще несколько раз.
Интернет, словно начитавшись Андреасяна, начал выплескивать свою грязь на Тарковского, сопровождая статейки громкими заголовками, типа «Пять фактов об Андрее Тарковском, которые принято замалчивать». А дальше всё по шаблону. О том, что Тарковский был завистлив в чужой славе, что очень любил деньги, что пренебрежительно относился к женщинам и снимал в своем кино сцены жестокого отношения к животным». Ведь по сути, — это всё о человеке, которому ничто человеческое не чуждо. И ни слова о мастере. Так надо ли нам такое знание о Тарковском? Неужели это может как-то повлиять на наше отношение к его творчеству? Не думаю. Кто его любил, продолжат его любить, а те, кто ненавидел, продолжат ненавидеть. И всё!
Жил в прошлом веке в Советском Союзе писатель Юрий Казаков. Его при жизни назвали классиком советской литературы двадцатого века. Он писал чудесные, пронзительные лиричные рассказы. А в жизни был неустроенным человеком, страшным матершинником и законченным алкоголиком. Может быть, от того и прожил на свете всего 55 лет? Неужели сведения о его личной жизни могут перечеркнуть его творчество? Конечно, нет. Кстати, если кто интересуется, прочитайте стихотворение Евгения Евтушенко более чем полувековой давности, посвященное Юрию Казакову. Оно начинается со строчки: «Комаров по лысине размазав…».
Много негатива написано о человеческих качествах Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Но они от этого совсем не перестают быть гениальными русскими поэтами.
В тысячный раз, наверное, напишу, что о чем бы я с вами не говорил, речь неизменно заходит об общей культуре человека.