Голландские учёные предприняли попытку выяснить, какие аспекты действительно определяют успех в поиске пары. Предыдущие исследования в основном основывались на опросах, где респонденты описывали свои предпочтения в отношении потенциальных партнеров. Однако реальное поведение зачастую отличается от заявленных критериев. Например, люди нередко утверждают, что ценят интеллект и хорошую работу, но на практике выбор делается по совершенно другим основаниям.
В своей работе исследователи применили метод совместного анализа, который часто используется в маркетинговых исследованиях для оценки принятия сложных решений, когда испытуемые взаимодействуют с множеством факторов одновременно. Участникам эксперимента демонстрировались реалистичные профили знакомств, параметры которых систематически варьировались: привлекательность, интеллект, профессия, рост, биография и степень схожести с пользователем по этим характеристикам.
В исследовании приняли участие 445 пользователей дейтинг-приложений из Германии в возрасте от 18 до 35 лет, распределенные по полу практически поровну. Участники просмотрели 12 различных сценариев свайпа, в каждом из которых требовалось выбрать один из трех профилей или отказаться от всех предложенных вариантов. Каждый профиль включал фотографии (лицо и торс), информацию о росте, профессии, уровне IQ, краткую биографию.
Ученые пришли к однозначному выводу: физическая привлекательность оказывала колоссальное влияние на выбор участников. Улучшение внешности профиля на один стандартный шаг (например, от среднего уровня к заметно выше среднего) повышало вероятность совпадения на 20%. Для сравнения, аналогичное улучшение интеллекта увеличивало вероятность выбора всего на 2%. Биография имела примерно такой же слабый эффект, а рост и профессия влияли еще меньше. Хотя все эти характеристики были статистически значимы, их эффект был в 7−20 раз слабее, чем влияние внешности.
Неожиданно оказалось, что мужчины и женщины оценивали эти факторы практически идентично. Традиционные эволюционные теории предполагают, что мужчины больше ориентируются на внешность, а женщины — на социальный статус и интеллект, однако в реальном поведении это не нашло подтверждения.
Кроме того, исследователи изучили эффект схожести между пользователем и профилем потенциального партнера. Люди чаще выбирали партнеров, чьи рост, интеллект и уровень привлекательности были схожи с их собственными. Однако этот эффект тоже оказался слабее, чем влияние физической привлекательности. Стоит отметить, что схожесть анализировалась на основе самооценки участников, что могло вносить некоторую погрешность, но в целом тенденция людей выбирать знакомые черты получила свое подтверждение.
Также большую роль, как оказалось, играет сходство с потенциальным партнером: как внешнее, так и внутреннее.
В связи с этим автор работы Джессика Витмер дала практический совет: «Людям, использующим приложения для знакомств, стоит уделить внимание выбору качественных фотографий. Возможно, стоит попросить друзей помочь определить, на каких снимках вы выглядите наиболее привлекательно. Но при этом не забывайте, что восприятие внешности — вещь субъективная».
Алёна Ермолаева