Начну с совершенно избитой фразы о том, что новое — это хорошо забытое старое. Когда я учился в старших классах средней школы, а это было ближе к середине семидесятых годов прошлого века, то нам выдавали бесплатные абонементы, по которым мы посещали большой зал дворца культуры имени Кирова, где смотрели фильмы, которые были должны помочь нам в изучении классической русской литературы.
Мы посмотрели тогда «Идиота», «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» — экранизации романов Федора Достоевского, четырехсерийную эпопею «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука и экранизацию романа Льва Толстого и много еще чего интересного.
Похоже, что через пятьдесят лет история повторяется. Министерство просвещения разработало рекомендации по изучению отечественного кино в школах и опубликовало список из ста фильмов, снятых выдающимися отечественными режиссерами. Есть среди них и фильмы, которые, как считают в министерстве, послужат хорошим подспорьем для учеников в изучении литературных произведений из школьной программы: «Бег», «Собачье сердце», «А зори здесь тихие», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Преступление и наказание», «Восхождение», «Тихий Дон», «Калина красная». На них в Минпросвещения обратили особое внимание.
Особое внимание обратили, но я, честное слово, не понимаю почему. Ведь наверняка найдутся «умные» ученики, которые изучение русской классической литературы ограничат только этими киносеансами. И им будет невдомек, что кинорежиссер имеет право на свое видение, может ввести с сюжет новых персонажей, да и вовсе поменять концовку. Так, например, случилось с кинохитом Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Вроде бы братья Вайнеры пока и не классики, но фильм уже рекомендован к просмотру в «золотой» сотне.
Один из героев романа Евгения Евтушенко «Ягодные места», сноб, конечно, но делил человечество на четыре категории: на тех, кто читал «Братьев Карамазовых», на тех, кто не читал «Братьев Карамазовых», на тех, кто не читал и никогда не прочтет «Братьев Карамазовых» и на тех, кто видел «Братьев Карамазовых» в кино. Извините меня, но изучать русскую классическую литературы по художественным фильмам, это всё равно, что изучать историю по романам Александра Дюма-отца. А «золотая» сотня рекомендует к просмотру фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», в то время, как у нас уже не одно поколение воспринимает Отечественную войну 1812 года только через призму рязановской комедии. Другое дело, если эти фильмы послужат действительно подспорьем, и совершенно другое, если кое-для кого они станут заменой учебнику и самому роману.
Если же говорить обо всей сотне в целом, то у меня она вопросов почти не вызывает. Для ленивых приведу весь список: Айболит-66 (1966), Чучело (1983), Неуловимые мстители (1966), Два капитана (1955), Не болит голова у дятла (1975), Дикая собака Динго (1962), Старая, старая сказка (1968), Алые паруса (1961), Руслан и Людмила (1971–1972), Веселые ребята (1934), Весна (1947), Чапаев (1934), Белое солнце пустыни (1969), Звезда пленительного счастья (1975), Гардемарины, вперед! (1987), Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966), Иван Васильевич меняет профессию (1973), Вий (1967), Два бойца (1943), Вертикаль (1967), Место встречи изменить нельзя (1979), Я шагаю по Москве (1963), Мимино (1977), Небесный тихоход (1945), Девчата (1961), Высота (1957), Двадцать шесть дней из жизни Достоевского (1980), Гусарская баллада (1962), Берегись автомобиля (1966), Мы из джаза (1983), Курьер (1986), Я вас любил (1967), В бой идут одни «старики» (1973), Торпедоносцы (1983), Человек с бульвара Капуцинов (1987), Служили два товарища (1968), Обыкновенное чудо (1978), Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Неоконченная пьеса для механического пианино (1976), Бег (1970), Щит и меч (1968), Петр Первый (1937), Александр Невский (1938), Иван Грозный (1944–1945), Летят журавли (1957), Красная палатка (1969), Покровские ворота (1982), Офицеры (1971), Горячий снег (1972), Экипаж (1979), Гори, гори, моя звезда (1969), Сорок первый (1956), Баллада о солдате (1959), Судьба человека (1959), Они сражались за Родину (1975), На войне как на войне (1968), Кубанские казаки (1949), Братья Карамазовы (1968), Подранки (1976), Доживем до понедельника (1968), А зори здесь тихие (1972), Москва слезам не верит (1979), Любовь и голуби (1984), Иваново детство (1962), Солярис (1972), Дворянское гнездо (1969), Дядя Ваня (1970), Проверка на дорогах (1971), Двадцать дней без войны (1977), Дама с собачкой (1960), Начало (1970), В огне брода нет (1967), Освобождение (1968–1971), Гамлет (1964), Король Лир (1970), Мертвый сезон (1968), Преступление и наказание (1969), Еще раз про любовь (1968), Председатель (1964), Оптимистическая трагедия (1963), Мой ласковый и нежный зверь (1978), Время, вперёд! (1965), Крейцерова соната (1987), Девять дней одного года (1961), Обыкновенный фашизм (1965), Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён (1964), Иди и смотри (1985), Собачье сердце (1988), Белорусский вокзал (1971), Весна на Заречной улице (1956), Июльский дождь (1966), Живые и мертвые (1963), Восхождение (1976), Тихий Дон (1958), Печки-лавочки (1972), Калина красная (1973), Зеркало для героя (1987), Плюмбум, или Опасная игра (1986), Холодное лето пятьдесят третьего… (1987), Семнадцать мгновений весны (1973).
Вот такой список получился. В этой сотне только советские фильмы. Российские или не достойны, или пока не дозрели. Самый юный из них — тридцатисемилетнее «Собачье сердце», самый пожилой «Чапаев», которому стукнул девяносто один год. Я видел все фильмы из этой сотни. Некоторые не по одному разу, некоторые засмотрел до дыр, а некоторые видел только раз. Этого вполне хватило. Вопрос в другом. А именно: в министерстве рекомендовали использовать фрагменты кинофильмов из списка в качестве иллюстративного и дополнительного материала к рассматриваемым на уроках темам. А полностью картины можно посмотреть в рамках курсов внеурочной деятельности, за которые не ставят оценки. Многие ли захотят посмотреть фильмы целиком, после просмотра фрагментов? Сумеет ли учитель их подтолкнуть к этому? Помню, как в «Ералаше» пацан, вышедший из кинотеатра, рекомендует своим приятелям посмотреть шикарный детектив с сумасшествием и убийствами, который он сам только что посмотрел, и друзья побежали в кинотеатр, чтобы посмотреть «Гамлет» режиссера Григория Козинцева.
И еще. Список, конечно, утвержден специально обученными людьми, а именно, членами Совета при Президенте России по культуре и искусству по поручению главы государства. Конечно, среди отобранных фильмов есть абсолютные шедевры, но все же хочется знать хотя бы средний возраст членов Совета. Впрочем, уверен, что они отнюдь не мальчики. Я уже сказал, что у меня претензий к списку нет, но мне 67 лет. Намек поняли?