Теплоход «Клавдия Еланская», построенный в 1977 году на верфи Brodogradilište «Tito» в Кралевице (Югославия), как ни странно, бороздил не только северные моря. Бывала «Еланская» и в теплых водах Карибского бассейна, доставляла военных на Кубу и даже ходила к Южному полюсу.
Последние же годы это — «мостик» между большой землей и расположенным на северо-востоке Кольского полуострова Островным. ЗАТО относится к Североморску, но добраться до него наземным транспортом невозможно.
Туристы, бывавшие на борту теплохода, не дадут соврать — он уже плавучий музей, экспонаты которого можно потрогать руками. Музей, но проходящий плановый ремонт, последний из которых и последующие швартовые испытания стоили около 190 миллионов рублей и были выполнены в этом году.
Судно получило освидетельствования Морского судового регистра. Так что в 2026 году «Еланская» не будет стоять 2 месяца на приколе.
«На период его отсутствия на линии перевозки пассажиров и продовольствия были организованы воздушным сообщением — вертолеты 2–3 раза в неделю. Кроме того осуществлялась доставка грузов морским судном «Туман», — отметили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства области.
Минтранс прогнозирует, что затраты на ремонт и содержание устаревающего судна будут только расти.
«В 2024 году на указанные цели из бюджета Мурманской области выплачены бюджетные ассигнования в размере 394,09 млн руб.; в 2025 году предусмотрено 474,3 млн руб.; на 2026 год запланировано 318,3 млн руб.», — отмечают в министерстве.
Возможно ли заменить «Еланскую»? Да, но стоимость подходящего грузо-пассажирского теплохода оценивается в 5,9 млрд рублей. Для субсидируемого направления это нереальные цифры.
Как раз столько стоит подходящий по всем параметрам, в том числе ледовому классу PV27, заложенный в 2024 году на заводе ЗАО «Нефтефлот». Заказчиком судна выступает АО «Государственная транспортная лизинговая компания», а использоваться оно будет в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для обеспечения социально значимых морских и речных перевозок пассажиров и грузов в Арктической зоне. Но до конца не понятен статус этого проекта и сроки сдачи.
«АО «Росатом Арктика» изъявило готовность оказать содействие в организации перевозки грузов северного завоза и выступить лизингополучателем в рамках проекта строительства грузопассажирского судна для обеспечения транспортного сообщения по социально значимому маршруту «Мурманск — Островной — Мурманск».
Судовладелец нового грузопассажирского судна может использовать его не только в целях обеспечения бесперебойного транспортного сообщения с ЗАТО г. Островной, но также для развития туристического сообщения между портом Мурманск и архипелагом Шпицберген.
Однако в настоящее время заказчик и источник финансирования строительства судна не определены», — сообщает региональный Минтранс.
В ведомстве недаром упомянули слово туризм, гости региона могут купить билет на «Клавдию Еланскую», вот только сойти на берег в Островном они не смогут, это закрытый город, и чтобы туда попасть, нужен пропуск и более чем веская причина. Но когда-то теплоход ходил и к Земле Франца-Иосифа, и к Новой Земле, и на Шпицберген. А эти труднодоступные, отдаленные, но очень атмосферные и самобытные места в Арктике мечтают увидеть многие.
И вопрос организации сообщения не раз поднимался, но так и остался на уровне разговоров. То, что такие рейсы были бы экономически оправданными, демонстрирует «Атомфлот» со своими туристическими полярными экспедициями.
Пока же Минтранс приводит такую статистику: —
«За 2024 год теплоходом осуществлено 35 рейсов, перевезено 5 793 пассажира, средний пассажиропоток на рейсе составляет 83 человека. За 10 месяцев 2025 года теплоходом осуществлено 19 рейсов (июль — сентябрь — ремонт), перевезено 2 687 пассажиров, средний пассажиропоток на рейсе составляет 71 человек».
Рентабельны ли такие перевозки? — «Не рентабельны», — отвечают в ведомстве.
Фото: Правительство Мурманской области
