Когда мы говорим о срывах или переносе сроков сдачи, то не берем во внимание целый ворох проблем, с которыми сталкиваются ремонтные бригады или строители. Это могут быть погодные особенности, например, на возведение нового терминала аэропорта Мурманск повлиял в том числе тот факт, что в Мурмашах обычно холоднее, чем в самом областном центре. В нашем регионе нет производителей строительных материалов, нет бригад, нужного числа специалистов рабочих профессий и даже инженеров. А еще у нас есть ЗАТО, куда очень сложно попасть.
Компания Владимира Астрашевского занимается реновацией ЗАТО, чаще всего это ремонты кровель и фасадов обычных жилых домов, но даже в этом, казалось бы, несложном деле, он регулярно сталкивается с проблемой нехватки кадров. В самих закрытых населённых пунктах специалистов по ремонту нет, причем нет от слова совсем – в гарнизонах подавляющее большинство жителей – военные и их семьи. Вот и приходится искать и везти кадры из других регионов, многие имеют двойное гражданство.
«Мы собираем списки на людей, подаем заявки, пока это все делается, специалисты уже находят работу, отказываются, не могут ждать. Это один момент. Второй момент – говорю как есть. До этого, например, были граждане России, но у них было второе гражданство, например, Узбекистана, но у них был паспорт Российской Федерации. Таких людей с двойным гражданством теперь не пускают на территорию ЗАТО», – отмечает Астрашевский.
И даже если гражданство у рабочих из средней Азии одно – Российское, к ним нередко возникают вопросы у органов правопорядка.
«Вот у нас был случай в Североморске. К ним пришли из военкомата и сказали, нужно встать на учет. Как бы ничего страшного нет, но люди не понимают, они думают, что их сейчас заберут на войну. И, естественно, вся бригада снялась полностью с объекта», – отметил Владимир и добавил: –
«У меня МВД и военные постоянно по этим объектам ходят и смотрят, естественно. И ребята переживают, боятся и все. Единственное, с кем сейчас хорошо стали работать, это товарищи из Чечни. Но тоже, знаете, когда ждешь пропуска, бывает так, что бригада может отсеяться».
С жителями южных регионов нашей страны есть другая проблема – они начинают болеть. Простужаются в нашем климате. Все это необратимо влияет на сроки сдачи объектов и не в сторону их сокращения. Что же до самого Мурманска, то местный рынок труда компании также не берут в расчет, найти бригаду здесь не получится. Люди уже имеют занятость или работают со знакомыми – «по сарафанному радио».
С такой же проблемой сталкивается и Сергей Меняйло, генеральный директор компании, которая в том числе занимается реконструкциями объектов культуры в ЗАТО. Например, сейчас заканчивает обновление Центра культурного развития «Прометей» в Гаджиево.
Помимо квалифицированных кадров – техников, электриков, отделочников, в ЗАТО с большим трудом везут и стройматериалы. По словам абсолютно всех специалистов, в Мурманске можно приобрести только некоторые инертные смеси.
«В Мурманске практически половины материала нет, а если есть, то мы не приемлем по ценам. Очень дорого. Поэтому мы возили в основном из Санкт-Петербурга и Москвы. Это время, соответственно», – подчеркивает Меняйло. Вот и еще одна причина, по которой изначальные сроки могут сдвинуться.
А вот Артему Шаверину, компания которого строила бассейн в Североморске, удавалось делать пропуска и для строителей с гражданством другой страны, но эта процедура занимала около полугода, сообщает Шаверин и уточняет, что выдают документ всего на полтора месяца.
«Чтобы более-менее прогнозируемо, это должны быть просто граждане РФ. У нас был опыт, есть регламентные процедуры даже по негражданам, можно по согласованию, но там сроки просто очень сумасшедшие. И получается, пока ты их довезешь, этих согласованных, тут теряется смысл. То есть с гражданами все проще. Но, к сожалению, граждан-строителей сейчас все меньше и меньше».
Если это не ремонты, а стройка, нередко приходится вносить изменения в проектную документацию, переделывать под фактические реалии.
Что касается материалов, то компании Шаверина было выгоднее привезти сваи из Беларуси, нежели искать подрядчиков в Заполярье. При этом самым дешевым способом их доставки до флотской столицы стала железная дорога.
«Да, получилось логистически удобнее и по срокам, и по стоимости. То есть везли из Беларуси, с ЖБИ завода, напрямую. Везли на станцию Ваенга в Североморске, там разгружались и на объект. Сильно дешевле и выгоднее, чем автотранспортом возить. Потому что весь железобетон достаточно тяжелый, а места занимает мало. Автомобилям очень невыгодно получается», – рассказал Nord-News Шаверин.
Ну, а те, кто работает на объектах поменьше, например, на капремонтах домов в самом Мурманске, говорят о других трудностях. Руслан Хижняк сетует на превратности погоды: ту же кровлю летом нужно закрывать от дождя, есть свои тонкости работы и зимой.
«Делаем сейчас плоскую крышу на Гагарина, 25. Это обрешетка и утепление, шифер и наплавляемый материал. Так вот их заметает снегом, и каждый день приходится всю площадь крыши чистить, плюс мороз и ветер. Не так то все просто», – подчеркнул Хижняк.
Сейчас также читают: Домик Деда Мороза в центре Мурманска под угрозой? Жертвой оттепели уже пал каток на Ленинградской, да и саму улицу сегодня вряд ли откроют
Фото: Екатерина Громова
