Удивительно, но доля России в мировой рыбной индустрии ничтожно мала: например, наша страна добывает только 5,4% от общего вылова, в секторе производства и реализации — и того меньше — 2,3%, а отечественная аквакультура плетется в хвосте всего и вся с долей в 0,23%. Но выводы делать преждевременно, ведь, пожалуй, главную цель с точки зрения политики государства — насыщение внутреннего рынка — отечественные рыбопромышленники выполняют. О перспективах отрасли в 2026 году мы спросили председателя правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентина Балашова.
«По предварительным данным, в 2025 году российские рыбаки добыли (выловили) 4,65 млн тонн различных видов водных биоресурсов (без учёта объектов товарной аквакультуры). Лидер рейтинга — минтай — 2,1 млн тонн. Далее идут сельди (дальневосточная, атлантическая, балтийская) — 0,7 млн тонн. Замыкают тройку лидеров тихоокеанские лососи — 0,34 млн тонн. Значительные объёмы добычи атлантической скумбрии и путассу — суммарно не менее 200 тыс. тонн», — сообщил Балашов.
Примерно половина добытых нашими рыбаками морепродуктов идет на экспорт, в денежном эквиваленте это 6 миллиардов долларов США. Среди основных покупателей — Китай, Япония, Южная Корея и страны Евросоюза, список ежегодно пытаются расширить. Но экспорт зависит от внутреннего потребления, а оно ориентировано еще и на импортные морепродукты, объем которых оценивается в 3 миллиарда долларов. В товарном весе на одного жителя страны приходится примерно 14 килограммов товарной рыбы в год. Много это или мало? Наш эксперт подробно рассказывает в своей авторской колонке. А что с перспективами добычи в 2026 году?
«Перспективы отечественной рыбной отрасли на 2026 год в первую очередь определяются природой. Если рыба будет, то люди её выловят, это не вызывает никаких сомнений. Сейчас на Дальнем Востоке началась минтаевая путина, посмотрим, как пойдут дела. Весной начнётся «красная путина» — добыча дальневосточных лососей. Тоже, жизнь покажет, что принесёт этот год. Остаются надежды на то, что вернётся сардина иваси, и не «предаст» тихоокеанская сельдь. В этом контексте рыбная отрасль в целом немногим отличается от обычной рыбалки, только масштаб подготовки к ней и сам процесс значительно серьёзнее.
Качество производства различных видов рыбной продукции в нашей стране находится на уровне мировых стандартов. Конечно, ситуация в экономике жёсткая, покупательная способность населения не вызывает оптимизма, тем не менее предложение рыбопродуктов на российской полке даст фору любой стране.
Что касается рынков сбыта, то очень хочется надеяться, что на практике реализуются решения правительства по увеличению объёмов закупок рыбной продукции для государственных и муниципальных нужд, в том числе для школьного питания и системы здравоохранения. В декабре 2025 года правительство приняло ещё одно важное решение. С 1 марта 2026 года установлен запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд рыбной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств ЕАЭС). Это расширяет внутренний рыбный рынок для продукции отечественного производства, и это хорошо», отметил Валентин Балашов.
Но как это обычно бывает, есть риски и проблемы:
«Да, они есть. В основном связаны с техническим обслуживанием флота и работой в Западной части Мирового океана. Рост производственных затрат давит на экономику предприятий рыбного хозяйства. Есть риски рукотворного ухудшения условий ведения производственно-экономической деятельности со стороны различных министерств и ведомств. Это вечная тема «улучшение хорошего», неугомонные чиновники постоянно что-нибудь придумывают в стремлении порадовать своих начальников. В целом, рыбацкая жизнь в 2026 году продолжится — бывало и хуже», — с оптимизмом подытожил эксперт.
Сейчас также читают: МинАрктики пояснило северянам, почему мойва стоит 250 рублей
Соответствует редакционной политике
Фото: Екатерина Громова
