Северные моря суровы, ошибок не прощают. Так было, так есть. Как не вспомнить печально известную осень 1894 года, когда в Белом море погибло 25 судов.
В 1920-1930-х годах дело спасения судов на море встало на значительно высокий уровень. В начале двадцатых годов в СССР появляется Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), объединившая все судоподъёмные партии, в будущем ставшая аварийно-спасательной службой ВМФ.
Кормовой флаг судов ЭПРОНа (1929—1935)
И работы у них хватало. Северное подразделение экспедиции прогремело в 1933 году на весь мир благодаря спасению ледокола «Малыгин» у Шпицбергена, а затем подъёму ледокола «Садко», затонувшего 17 лет назад, что являлось беспрецедентным мировым случаем.
На этом предисловие заканчивается и начинается история.
Пароход с шаландой
23 декабря 1935 года. Териберка. По направлению к Мурманску вышел буксирный пароход «Муссон», имея на буксире паровую шаланду «Северодвинка». «Муссон» считался одним из самых мощных буксиров Северного морского пароходства.
Буксир «Муссон» (бывший Jason), источник: rus-arc.ru
Только в октябре–ноябре закончилась спасательная операция по снятию с мели английского лесовоза «Усквелл», где данный буксир принимал участие; правда, его усилий не хватило, и спасательные работы проводили далее ЭПРОНовцы. Теперь «Муссон» возвращался домой.
Погода стояла не лучшая, снежный заряд изрядно снижал видимость, но вот показался остров Кильдин, виднеется огонь маяка. При заходе в пролив налетел шквальный ветер и бросил буксир на камни. «Муссон» получил пробоины и оказался частично затоплен.
В срочном порядке к месту аварии было вызвано спасательное судно «Северянин».
Спасение
Капитан «Северянина» Парфенов:
«Было совсем темно, когда подошли к «Муссону». Корабль наскочил на грунт. Он сидел на нём плотно, весь белый от снежных снарядов. Они ложились на палубу, и палуба была покрыта пушистым ковром. Через палубу „Муссона“ била большая волна, люди стояли на мостике…».
Команда спасательного судна «Северянин», источник: газета «Полярная правда» от 18 марта 1936 года стр. 4
При этом, как оказалось, не весь экипаж. После аварии были спущены шлюпки. Одну шлюпку с четырьмя матросами прибило к скалистому берегу Кильдина, другую шлюпку с шестью членами команды унесло в море. Благо, и тех, и других удалось спасти одним из находящихся рыболовных траулеров и «Северяниным».
Теперь встал вопрос: как поднимать «Муссон»?
Три дня спустя на место аварии прибыли бравые ребята — ЭПРОНовцы. Машинное отделение и кочегарка судна были затоплены. Спустившись в затопленные отсеки судна, обнаружили три пробоины, которые требовалось заделать и скорее приступить к откачке воды.
Один из ведущих водолазов-глубоководников ЭПРОНа П. П. Константинов:
«Ознакомившись тщательно с пробоинами, я выявил их характер и размеры. Это было особенно трудно, так как машинное отделение было завалено паровыми трубами и разными обломками.
Здесь же, в воде, я решил, что пробоину лучше всего заделать бетоном, и, проведя расчистку, приступил к отдаче гаек у фланцев труб и обрезке металлических частей ножовкой».
Рекордные 18 часов
После расчистки водолаз принялся сооружать короб для цемента, чтобы тот не расплывался, а держался на пробоине. В это время наверху готовился цемент.
«После сооружения ящика я приступил к приёмке цемента в вёдрах и забетонировал три пробоины в корме судна, использовав найденные в машинном отделении арматуру, колосники и прочее».
Вот так скромно и буднично рассказывал орденоносец Константинов (орден Красной Звезды получил за подъём подводной лодки № 9 в 1933 году) о своём «стахановском» подвиге.
Дело в том, что нормой пребывания под водой было 4 часа, мировой рекорд насчитывал 11 часов, Константинов проработал под водой 18 часов, установив тем самым новый мировой рекорд. Естественно, об этом подвиге писали центральные газеты, в частности «Правда».
Зимние спуски водолазов ЭПРОН за Полярным кругом. Фото конца 1930-х годов, источник: lexicon.dobrohot.org
Спасательные работы закончатся 15 января 1936 года. «Муссон» был снят с камней и доставлен в Мурманск.
Уже в марте 1936 года были осуждены капитан «Муссона» Кузнецов и старший штурман Лейно. Кузнецов получил 3 года, а Александру Лейно добавили факты неоднократных взысканий за самовольное отлучение с работы, пьянство, имеющуюся ранее судимость и впаяли 5 лет. Впрочем, в октябре 1938 года статью изменили на 58 и расстреляли.
Мировой рекордсмен Константинов отдаст водолазному делу 23 года. Во время войны спасёт не один корабль и будет погружаться под воду ещё и в 50-х.
Буксирный пароход «Муссон» после ремонта будет и дальше активно эксплуатироваться, являясь одним из флагманов буксирного флота Северного пароходства. Погибнет в ноябре 1944 года, буксируя две баржи в районе Варангер-фьорда, подорвавшись на мине.
Соответствует редакционной политике
