«Последние события в сфере ЖКХ г. Мурманска напоминают сводки с фронта, - так оценивает сложившуюся ситуацию в областном центре председатель Совета директоров ОАО «Колэнергосбыт» и ООО «КРЭС», генеральный директор ООО «КРЭС-Альянс» Алексей Преснов. - То жителям не нравится новый порядок расчетов энергосбытовой компании «КРЭС» за электроэнергию, а воодушевленный жалобами граждан Роспотребнадзор при поддержке администрации города и прокуратуры подает иск в суд и выигрывает дело, требуя от энергетиков выполнять то, что вообще-то должны делать управляющие компании. Но они почему-то не делают, а управы на этих «управляющих» ни у Роспотребнадзора, ни у города и даже у прокуратуры нет.
То эти же управляющие компании уже борются друг с другом, присылая жителям домов двойные квитанции, и опять без решения суда, внятно никто не может сказать, кто прав кто виноват. То мэрия и ее муниципальное предприятие МРИВЦ, созданное в свое время для обеспечения работы городского ЖКХ по выставлению счетов за коммунальные услуги и ведения базы данных по регистрации граждан, распространяют заявления во все возможные органы о мошенничестве со стороны частных УК, не желающих почему-то сотрудничать с МРИВЦ. Последние в ответ проводят свою пресс-конференцию, на которой рассказывают о том, что именно их новые партнеры из Санкт Петербурга по так называемому биллингу (а если проще, по расчетам и выставлению счетов - квитанций за коммунальные услуги населению) и есть те самые «правильные» государственные компании, чуть ли не посланные нам по прямому указанию самого министра энергетики РФ для наведения порядка в ЖКХ(?). И вот, как сообщает пресса, МРИВЦ выпускает свои квитанции, причем на одни и те же дома для двух разных УК, а одна из этих УК - свои. Таким образом, жители некоторых домов в Первомайском округе Мурманска за январь могут получить аж три квитанции за одни и те же услуги!
В этой связи планы КРЭС проводить сейчас совместно с мэрией ликбез для населения о тонкостях новой системы оплаты за электроэнергию, на наш взгляд, становятся не слишком актуальными и уместными. Дело в том, что при переходе на расчеты по общедомовым счетчикам, а именно этим и объясняется необходимость новой системы расчетов, выставлением квитанций за электроэнергию в соответствии с законодательством тоже должны заниматься эти же «неуправляемые» УК, так как именно они и являются исполнителями коммунальных услуг в соответствии с договором управления многоквартирными домами. Кроме того, передачи планировались в эфире самого большого по охвату населения Мурманска канала «Арктик-ТВ», оказавшегося в центре вроде бы другого скандала, но, несомненно, имеющего что-то общее с коммунальными.
Сегодня, вместо объяснений тонкостей нового Жилищного кодекса, хочется понять и поговорить о том, что вообще происходит на рынке коммунальных услуг города и не только, включая услуги на телевещание, которые тоже в той или иной степени являются коммунальными. И начинать надо, по нашему мнению, с прошлого века...
Вот уже 20 лет как наша страна живет по законам рынка, то бишь по капиталистическим законам. Хорошо это или плохо, но это факт: мы от плановой государственной распределительной системы, которая ориентировалась в основном на так называемые общественные нужды, перешли к иному способу хозяйствования, капиталистическому, где во главу угла были поставлены рыночные отношения. Рынок, как система, регулирует отношения между своими субъектами по принципу получения наибольшей прибыли при наименьших издержках. По сути, каждая сторона стремится заплатить за потребляемые ею товары и услуги как можно меньше, а свои товары и услуги продать как можно дороже. Баланс спроса и предложения и формирует цену. Но жизнь человеческого общества сложна и многообразна, и такие понятия, как общественные или коммунальные нужды, присущи и капитализму, особенно в последние лет 70-80.
В английском языке есть выражение public utilities (дословно: общественные потребности), под которым обычно подразумеваются коммунальные услуги и в более широком смысле все жизненно необходимые ресурсы: вода, электроэнергия, тепло и т.п. В XXI веке, наверное, и про связь, и про телевидение тоже можно говорить как о жизненно необходимых ресурсах и услугах. Большие города и коммунальные ресурсы и услуги в сегодняшнем понимании возникли в начале XX века. Примерно с начала 30-х годов на протяжении 40-50 лет и в развитых капиталистических странах большинство этих самых «общественных потребностей» или коммунальных нужд, особенно в городах, предоставлялись непосредственно государством (муниципальными властями) через специальные компании посредством их бюджетного финансирования через различные субсидии и льготы. Это позволяло создавать и поддерживать определенный уровень жизни для абсолютного большинства населения, некий минимальный уровень доступности коммунальных услуг для всех. Наряду с социальным обеспечением эта модель «управляемого» капитализма, наиболее ярко выраженная в «Новом Курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта и получившая название кейнсианской по имени экономиста Джона Мэйнарда Кейнса, была наиболее близка и понятна нам, рожденным и жившим при «реальном» ленинском, крайне зарегулированном социализме.
Андрей Сахаров, наш выдающийся физик и общественный деятель, как известно, разработал популярное в 60-70-х годах учение о конвергенции, суть которого в том, что капитализм и социализм сближались и, в конце концов, должны были бы превратиться в одну социально-экономическую систему. Однако жизнь распорядилась иначе, и уже в начале 70-х годов прошлого века широким фронтом начала наступление альтернативная модель капитализма - фридманисткая, по имени другого видного экономиста XX века Милтона Фридмана, основателя так называемой Чикагской школы. Эта модель отвергает чрезмерное регулирование, «большое правительство», большие налоги, и большой государственный сектор в экономике. Именно так называемые «чикагские мальчики» - фридманисты разрабатывали и воплощали в жизнь сценарии рыночных реформ в последней трети XX - в начале XXI столетий в таких странах как Чили, Боливия, Аргентина, Китай, Южная Корея, Таиланд, ЮАР, Польша, Чехия, Латвия, Россия и многих других, включая сегодняшний Ирак. Закоренелыми фридманистами были и такие видные государственные деятели как премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и президент США Рональд Рейган. Приватизация государственной и общественной собственности и свободный рынок, основанный на балансе спроса и предложения - вот основной рецепт для развития экономики от фридманистов. Шоковая терапия начала 90-х правительства Егора Гайдара, приватизация Анатолия Чубайса, реформа электроэнергетики и ЖКХ, также как и реформа образования и многие другие изменения в нашей стране за последние 15-20 лет основаны, во многом, на идеях Милтона Фридмана.
Надо сказать, что здесь мы не одиноки: приватизация отраслей экономики, относящихся к public utilities, произошла во многих странах на всех континентах и в большинстве этих стран результаты реформ оцениваются положительно. Главное - общественно необходимые отрасли хозяйства прекратили бесконтрольно и неэффективно потреблять огромные бюджетные средства, прекратилась их фактическая деградация, появились стимулы для инвестиций, началось развитие. Конечно, это зачастую сопровождается ростом стоимости ресурсов и услуг для широкого круга потребителей - населения, ведет к дифференциации стоимости услуг в зависимости от их качества и доступности по рыночным принципам: можешь заплатить больше, получай более качественный ресурс и услуги, не можешь - уходи в группу так называемых бюджетных потребителей. Иными словами одним из негативных побочных эффектов реформ - это рост социального неравенства в жилищно-коммунальной сфере, появлению районов для богатых и бедных, что мы уже наблюдаем в наших городах, особенно крупных. Но с другой стороны развитый рынок прекращает и абсолютно несправедливый процесс дотирования бедными богатых. Например, если все платят за ту же электроэнергию меньше экономически обоснованной цены, то это значит, что через повышенный тариф для предприятий субсидируется большое потребление богатой части населения, использующих электроэнергию для подогрева саун и бассейнов в своих огромных квартирах и загородных домах, в то время как бедная часть населения потребляет по этим дешевым ценам очень небольшие объемы электроэнергии. На самом деле, экономически необоснованный уровень привлекательно низких тарифов для граждан поддерживается за счет недоплачиваемых предприятиями зарплат, налогов, пенсионных и страховых медицинских взносов - то есть за счет ухудшения качества жизни абсолютного большинства населения страны в пользу абсолютного меньшинства.
То, что происходит в нашей экономике и в нашей жизни сегодня - это в основном борьба двух начал, двух описанных капиталистических тенденций, с привкусом ностальгии по старому доброму социализму, характерной для значительной части нашего населения. Напомним, что в конце 90-х - в начале этого тысячелетия мы создали законодательную базу реформ в отраслях «public utilities» , а в 2006 году начали реализацию реформ в электроэнергетике и ЖКХ на практике. Сделано много ошибок, явными стали и промахи в нормативной базе, но в то же время, если оглянуться назад, пройдена значительная часть трудного и извилистого пути, на котором достигнуты и значительные успехи. Отметим, что и законодательное поле, в котором мы сегодня работаем, и сами модели реформ были разработаны закоренелыми фридманистами - приверженцами идей свободного рынка. Но сегодня они уже не в том почете, что в конце 90х - в начале 2000х. Иных уж, к сожалению, нет в живых, а те, как тот же Немцов, Кох и многие другие, далече. Далече и Чубайс с Кириенко, хотя и по-прежнему во власти, но уже совсем не того калибра, да и возглавляют они госмонополии, а не рыночные структуры. В стране, да отчасти и в мире, особенно после начала глобального кризиса, начинают превалировать другие тенденции - больше регулирования, меньше свободного рынка. При этом у нас это происходит особенно отчетливо и дополнительно трансформируется в принцип: больше монополии - меньше конкуренции. А вот в нашем городе это еще подкрепляется и воодушевленной популисткой позицией отдельных лиц, облеченных всяческими полномочиями. Их принципом было всегда - день прошел и ладно, никаких реформ, управляемых или неуправляемых им в принципе не надо. Многие из них просидели годы на разных ответственных должностях, ничего в принципе не сделав, зато преуспели в критике других тех, кто действительно пытался и пытается реально идти вперед.
Чтобы не происходило, надо помнить, что сегодня, пока мы находимся все-таки в рыночной модели ЖКХ, а вернее в процессе строительства этой рыночной модели, население - такой же субъект рыночных отношений, как и поставщики ресурсов, и исполнители коммунальных услуг, являющиеся в основном частными компаниями. Если это понять и принять за истину, многое становится на свои места. В рыночной модели именно население должно отвечать за то, чтобы минимизировать расходы на содержание своего имущества, а значит сокращать потери и искать воровство внутри многоквартирных домов, и при этом получать услугу наилучшего качества. Как оно должно это делать, какими способами и какими средствами - это вопрос обучения основам рыночного хозяйствования широкого круга потребителей - населения нашей страны и помощи ему в этом нашей власти. На самом деле этот процесс уже запущен и идет полным ходом, и все эти митинги недовольных граждан по всем поводам от квитанций за квартиру и электроэнергию до споров за телевидение - тому подтверждение. Считаем, что и контрагенты населения на рынке - поставщики ресурсов и исполнители коммунальных услуг, включая телеканалы, - тоже должны внести свою лепту в процесс разъяснения населению того, что происходит в коммунальной сфере и что с этим делать. Ведь успешный рынок - это медаль с двумя сторонами и обе должны выглядеть достойно».