В 1992 году Организация Объединенных Наций постановила считать 3 декабря Международным днем инвалидов. Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства и международные организации сотрудничать в проведении этого дня, с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Вот только некоторые темы Международного дня инвалидов в разные годы: «Искусство, культура и независимый образ жизни», «Самостоятельная жизнь и устойчивый заработок», «Наш собственный голос», «Ничего о нас без нас», «Права инвалидов: деятельность в процессе развития», «Достойная работа для инвалидов», «Конвенция о правах инвалидов: достоинство и справедливость для всех нас».
Это я все не из головы. Из интернета. В этом году я впервые всерьез задумался о том, как живут инвалиды у нас в России, у нас в Мурманской области. Задумался именно третьего декабря, в Международный день инвалидов. Мог бы, конечно, задуматься и пораньше. Ведь и я сам уже второй раз встречаю этот день, будучи инвалидом. И я один из многочисленной армии инвалидов Мурманской области. Всего нас больше 29 тысяч. Правда, я инвалид, вроде бы какой-то неполноценный, не «всамделишный». У меня третья рабочая группа. Вот я и работаю, хотя являюсь пенсионером. Да еще и не на одной работе. Работаю совершенно официально. Мои работодатели исправно платят с моего дохода все налоги, а стало быть, Государство уже несколько лет не индексирует мою пенсию, резонно опасаясь, что я могу неслыханно разбогатеть.
Вы никогда не задумывались, как переводится слово «инвалид» на русский язык? Я вот задумался и обалдел. Это в наш-то век, когда нас без конца призывают быть толерантными! Загляните в ваши загранпаспорта. Там есть строка паспорт «действителен до». По-английски «valid to». Добавим частичку «не» - по-английски «in» и получим «invalid», то есть, инвалид - это недействительный человек. А еще - недействующий, нетрудоспособный, несостоятельный, ошибочный, неправильный, некорректный. Достаточно? А ведь можно легко продолжить. Могу предложить, по названию романа Арчибальда Джозефа Кронина, «вычеркнутый из жизни». Может быть, лучше применять недавно вошедший в моду эвфемизм «человек с ограниченными возможностями здоровья»? Хотя, если расшифровать эти, вроде бы, гладкие, приемлемые слова, то получится, что люди с ограниченными возможностями здоровья - это люди, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе и дети. Вот и получается, что какие красивости и иносказания не употребляй, правда оказывается грубой и беспощадной.
Все инвалиды, получившие этот статус, должны раз в год, некоторые раз в два года, его потверждать. Для этого существует медико-социальная экспертиза. Можно получить и бессрочную инвалидность, но для этого должно совпасть множество факторов. Интересно, что инвалидность должны подтверждать даже ампутанты. Дело в том, что озадачившись намедни всеми этими проблемами, я побывал на множестве сайтов, посетил различные форумы и, как мне кажется, окончательно понял, для чего нам с завидным постоянством назначают эти самые переосвидетельствования.
Поначалу я недоумевал, особенно после того, как увидел в бюро медико-социальной экспертизы молодую женщину без обеих ног. Она сидела и ждала своей очереди в брючном костюме и в туфельках на очень низком каблуке. Металлические конструкции вместо ног я увидел совершенно случайно. Прямо скажу, после увиденного я почувствовал себя здоровяком, который хочет получить инвалидность обманным путем. Но неужели и ей раз в год, ну хорошо, раз в два года нужно подтверждать, что у нее не выросли новые ноги?! Неужели медики склонны считать, что человек, подобно ящерице, способен к регенерации? Ведь любой старшеклассник знает, что из всех частей тела у человека всю жизнь растет только нос.
К счастью, мои ужасные предположения не оправдались. Врачи оказались совершенно не при чем. Они просто исполняют то, что им предписывает закон. Все оказалось и проще и сложнее одновременно. Естественно, будучи дилетантом, я расскажу вам всё так, как это понял я.
Закон в отношении инвалидов оказался заковырист и крив. Скажем, человек потерял ногу в результате несчастного случая. Ему дают вторую группу инвалидности. Но вдруг у человека находится богатый дальний родственник. Он покупает ему, скажем, в Германии, дорогущий протез. И теперь искусственная нога у него «лучше, чем настоящая». Вот для этого и нужна эта самая пресловутая повторная медико-социальная экспертиза. Вот увидят врачи, как он подвижен и бодр на этом самом чудо-протезе, что он успешно адаптируется в общество, и могут запросто перевести его со второй группы инвалидности на третью. А ведь ноги как не было, так и нет!
Стало быть, дело вовсе не в том, что ты выздоровел, а в том насколько ты привык жить со своими физическими недостатками. От этого зависит группа инвалидности, а значит и размер денежных выплат. Так что эти самые повторные экспертизы мы проходим потому, что Государство нас заранее подозревает, что мы можем выздороветь и начать получать эти самые «огроменные» инвалидские деньги незаконно. Везде, кроме права уголовного, у нас главенствует презумпция вины. Мы даже уже стали виноваты в том, что вообще появились на свет.
Я все понимаю. У Государства не хватает денег на всё и на всех. Но ведь не до такой же степени. Мы тратим десятки миллионов рублей на то, чтобы разогнать облака над Москвой, чтобы встретить день рождения столицы в погожий день, а потом начинаем всем миром собирать деньги на операцию тяжело больному ребенку. Понимаю, что мне могут сказать, что у меня «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Но ведь это только на первый взгляд. А как же тогда Достоевский? Как же тогда весь «мир не стоит одной слезинки замученного ребенка»? А многие из детей-инвалидов эти самые муки испытывает ежедневно и ежечасно. Звучит жутко, но они привыкли жить с болью! А мы облака разгоняем...
Именно в Международный день инвалида, 3 декабря, губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что нам необходим уполномоченный по правам инвалидов. Правильно, Андрей Владимирович, нужен. Очень нужен! Пожалуйста, помните об этом и после третьего декабря. И кто должен стать этим самым уполномоченным? Какими человеческими качествами обязан обладать претендент в такие уполномоченные? Может быть он сам должен быть инвалидом? Вопросы, вопросы, вопросы. Давайте не будем откладывать их решение до следующего третьего декабря.
Фотография Татьяны Кудряшовой