Колонку можно написать о чем угодно. Темы для них буквально валяются под ногами. Надо только вовремя разглядеть их и поднять из дорожной пыли. А еще можно написать их на спор, на слабо, ради получения гонорара. Да мало ли еще причин для того, чтобы облечь свои мысли в слова. Главное в этом деле, чтобы мысли были.
На написание этой колонки меня натолкнула одна из тем, обсуждавшихся в программе «Послевкусие» на «Большом радио». Вот мы обсуждали дистанционное обучение мурманских школьников, которое началось в прошлый понедельник и вызвало множество вопросов и у учителей, и у учеников, и у их родителей. Хотя, может быть, мысли, которые я сегодня собираюсь изложить, уже давно крутились в моей голове, а программа просто стала неким толчком, чтобы они окончательно сформировались и полились на бумагу сами собой...
Думаю, что многие из нас в последний раз пользовались почтовым ящиком давным-давно. Мы уже давно не пишем писем от руки, не заклеиваем их в конверты и не опускаем в почтовые ящики с такой некогда знакомой надписью: «Выемка писем производится ежедневно». Мы не пишем поздравительных открыток, не посылаем телеграмм. Все это нам заменил телефон. Сначала стационарный. Потом мобильный. И интернет. Который многим заменил всё.
В пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» мама главной героини, держа в руках треугольники писем от мужа, погибшего на войне, думает: «Если бы в окопах были телефоны, то что бы я сейчас перечитывала?»
А наши письма ушли в интернет. Они стали электронными, как и наши почтовые ящики. Удобно. Не надо запечатывать в конверт. Не надо искать почтовый ящик. И, главное, не надо ждать пока дойдет до адресата. Электронные письма доставляются мгновенно. Как и ответы на них. Вдобавок, к письмам можно прикреплять фотографии. Сделал селфи, прикрепил к письмецу и тут же отправил. А уже через минуту твое письмо будет читать адресат. И любоваться твоим фото. А живущим вдали бабушкам и дедушкам и вовсе раздолье: фотки любимых внуков они могут получать во множестве и ежедневно. Красота!
Многие из нас завели странички в социальных сетях и тут же стали заводить в них виртуальных друзей. У некоторых таких друзей по несколько тысяч. И это при том, что друг у человека может быть один, максимум два. Остальные - приятели, знакомые, коллеги и т.д. И если у тебя в сети несколько тысяч друзей, то это значит, что с большинством из них ты ни разу в жизни не встретишься.
Мы уже давно смотрим фильмы, в которых чуть ли не половина картинок нарисована компьютером. И реклама, завлекающая нас посмотреть эти фильмы, как раз и обещает нам невиданную доселе компьютерную графику, а вовсе не блестящую игру актеров.
Теперь, в условиях коронавируса, мы вынуждены перейти на дистанционное обучение. Пока все идет совсем не гладко. Ну а вдруг все наладится и все войдут во вкус? Вдруг наши дети, внуки и правнуки начнут учиться только дистанционно?
В тех же условиях коронавируса некоторые из нас перешли на удаленную работу. А вдруг, когда мы победим коронавирус, удаленная работа станет нормой? И мы совсем перестанем видеться друг с другом.
Видел недавно заголовок в интернете, что в условиях коронавируса начинают набирать популярность виртуальные свадьбы. Надо теперь ждать виртуальных похорон? Или виртуального рождения виртуального ребенка, который был зачат виртуально?
Через неделю, 19 апреля, православные будут отмечать Пасху. Впервые она будет виртуальной. Уже всерьез обсуждается возможность проведения на Красной площади Парада в честь семидесятипятилетия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне без зрителей.
Мы третью неделю сидим дома. В окружении родных людей. И уже жалуемся на невыносимость бытия рядом с близкими. А куда жалуемся? Правильно. В сеть. Мы разучились общаться, будучи рядом и можем только на расстоянии?
Коронавирус-то мы, безусловно, победим. Но жизнь наша может уйти в сеть окончательно. И мне от этого становится очень страшно. Успокаивает только то, что мне уже 62 года и окончательной победы виртуального мира над реальным я не увижу.
Фотография Татьяны Кудряшовой