Недавно миру были представлены «Предложения НОРЕБО по долгосрочному развитию рыбной отрасли России». Кто не знает. НОРЕБО - это группа российских юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере рыбного хозяйства. Владелец Виталий Орлов. Учитывая место НОРЕБО в рыбной отрасли, не будет преувеличением сказать, что публике показан «проект новой рыбной конституции» России (в версии крупного рыбопромышленника).
В бизнесе не принято тратить время на лирику, поэтому в предложениях отсутствуют принятые при подготовке документов с подобными общенациональными названиями разделы: цель и задачи развития рыбного хозяйства России, отраслевые целевые показатели и социально-экономические последствия. НОРЕБО сразу переходит к делу - конкретно.
Что такое плохо
- Плохо эксплуатировать рыбопромысловые суда возрастом свыше 15-35 лет, в зависимости от размера судна (тоннажа), а государству выдавать таким судам разрешения на осуществление рыболовства.
- Плохо использовать для рыболовства рыбопромысловые суда иностранной постройки.
- Плохо на рыбопромысловом судне не производить рыбную продукцию «глубокой переработки» (филе или производные из филе такие, как сурими или продукция с добавленной стоимостью).
- Плохо производить рыбную продукцию на береговом рыбоперерабатывающем предприятии, не принадлежащем рыбодобывающей компании, эксплуатирующей свои суда.
- Совсем плохо с 2034 года производить рыбную продукцию с низкой степенью переработки (разделанная рыба или неразделанная рыба).
Что такое хорошо
- Хорошо закреплять квоты для рыбопромысловых судов и/или под строительство на российских судостроительных заводах таких судов. При этом совсем хорошо срок предоставления квоты увязать со сроком эксплуатации рыбопромыслового судна с даты постройки в зависимости от размера судна (тоннажа): для малотоннажных судов - 15 лет, для среднетоннажных - 25 лет, для крупнотоннажных - 35 лет.
- Хорошо с 2022 года государству выдавать разрешения на осуществление рыболовства, ограничив срок эксплуатации рыбопромысловых судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Cуда, достигшие предельного возраста (см. пункт выше), в течении 10 лет с даты достижения предельного возраста (но не позднее 31 декабря 2033 года), должны быть заменены на суда, построенные на территории Российской Федерации.
- Хорошо с 2034 года государству выдавать разрешения на осуществление рыболовства только на рыбопромысловые суда, построенные на территории Российской Федерации.
- Хорошо в договоре о закреплении квоты государству предусматривать обязательства пользователя водными биологическими ресурсами осуществлять рыболовство по выделенным квотам с использованием конкретного рыбопромыслового судна.
- Хорошо в 2033 году при закреплении за судовладельцами (пользователями водными биоресурсами) квот трески, пикши и минтая государству предусмотреть в договоре обязательство производить на судне (в зависимости от размера судна) рыбную продукцию «глубокой переработки» (филе или производные из филе такие, как сурими или продукция с добавленной стоимостью), либо обязательство переработки уловов на береговом рыбоперерабатывающем предприятии, принадлежащем судовладельцу (пользователю водными биоресурсами), на территории Российской Федерации.
- Хорошо с 2033 года государству заключать договоры о закреплении квот за судовладельцами (пользователями водных биоресурсов), исходя из фактической загрузки, имеющихся у них на праве собственности судов рыбопромыслового флота, сроком на 15, 25 или 35 лет, в зависимости от размеров судов (тоннажа).
- Хорошо государству предусмотреть с 2033 года (в другом месте предложений с 2025 года) существенно повышенный сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов при производстве рыбной продукции с низкой степенью переработки (разделанная рыба или неразделанная рыба).
В предложениях НОРЕБО также изложены некоторые мысли по организации контроля и наказания судовладельцев (пользователей водных биоресурсов), включая случаи, когда «пользователь будет вынужден продать свой бизнес» (выдержка из предложений).
Что эти «хорошо» значат для рыбной отрасли России (основное)
- Увязанный со сроком эксплуатации рыбопромыслового судна (с даты постройки в зависимости от размера судна (тоннажа):
- малотоннажные суда - 15 лет;
- среднетоннажные суда - 25 лет;
- крупнотоннажные суда - 35 лет.
Различный срок предоставления квот (договор с государством) ставит в неравное положение российских судовладельцев (пользователей водными биоресурсами), дискриминационно деформируя расчет капитализации рыбодобывающих компаний в зависимости от:
- размера судов (тоннажа);
- видов рыболовства и расстановки судов по районам промысла;
- видов рыбной продукции;
- рынков сбыта рыбной продукции.
Срок договора с государством - это принципиально важное условие для бизнеса при работе с финансово-кредитными организациями.
- Предложение государству с 1 января 2034 года выдавать разрешения на осуществление рыболовства только на рыбопромысловые суда, построенные на территории Российской Федерации, поднимает отраслевой вопрос - что делать рыбопромышленникам с современными крупнотонажными и среднетоннажными судами, купленными или построенными заграницей, как минимум, после 2010 года и 2015 года, соответственно. И с рыбопромысловыми судами, строящимися в настоящее время на иностранных верфях.
- Закрепление в договоре с государством квоты за конкретным рыбопромысловым судном не предполагает решение вопроса об освоении (вылове водных биоресурсов) выделенной квоты в случаях временного вывода из эксплуатации (ремонт) или кораблекрушения данного судна.
- Закрепление в договоре с государством с 2033 года квот трески, пикши и минтая в зависимости от размера судна (тоннажа), с обязательством судовладельца (пользователя водными биоресурсами) производить на судне рыбную продукцию «глубокой переработки» (филе или производные из филе, такие как сурими или продукция с добавленной стоимостью), либо с обязательством переработки на береговом рыбоперерабатывающем предприятии, принадлежащем судовладельцу (пользователю водных биоресурсов), ведет к существенному снижению на внутреннем рынке России объемов относительно недорогой и востребованной населением рыбной продукции из данных видов рыб (рыба мороженая, потрошеная, обезглавленная).
- Предложение государству с 2033 года заключать договоры о закреплении квот за судовладельцами (пользователями водных биоресурсов), исходя из фактической загрузки, имеющихся у них на праве собственности судов рыбопромыслового флота сроком на 15, 25 или 35 лет (в зависимости от размеров судов) имеет далеко идущие последствия. В предлагаемой НОРЕБО версии это ведет к:
- серьезному сокращению малотоннажного и среднетоннажного рыбопромыслового флота, работающего в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и во многом обеспечивающего потребности внутреннего рынка;
- уменьшению числа субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере морского рыболовства;
- сокращению рабочих мест в рыбной отрасли некоторых удаленных приморских субъектов Российской Федерации;
- росту цен на рыбную продукцию на внутреннем рынке.
В данной ситуации возможна ведь и другая версия, другой государственный подход - в 2033 году сначала по полной «загрузить квотами» на вылов рыбы (донные виды) малотоннажный и среднетоннажный флот для работы в исключительной экономической зоне Российской Федерации для обеспечения потребностей внутреннего рынка (как это было в Советском Союзе), а потом уже обеспечить квотами мощный крупнотоннажный флот. И отправить этот флот в дальние районы Мирового океана - ловить анчоусов и сардинопсов, криль антарктический, а заодно укреплять международное сотрудничество в области рыболовства, экономические и политические отношения России со странами Южной Америки. В 2033 году действительно многое может произойти, крупнотоннажный рыбопромысловый флот понадобится.
- Применение с 2033 или с 2025 года повышенного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при производстве рыбной продукции с низкой степенью переработки (разделанная рыба или неразделанная рыба) в первую очередь ведет к снижению рентабельности малотоннажных и среднетоннажных судов, не имеющих судовых фабрик по производству рыбного филе, осуществляющих промышленное и прибрежное рыболовство. Это, в свою очередь, стимулирует рост цен на пока еще относительно недорогую и востребованную населением мороженую и охлажденную рыбу (не филе), доставляемую этими судами в российские морские порты.
Приоритеты предложений НОРЕБО
В основу предложений НОРЕБО по долгосрочному развитию рыбной отрасли России заложены два приоритета.
Первый - это строительство крупнотоннажного рыбопромыслового флота, которому нужно выделить квоты на вылов белой рыбы (треска, пикша и минтай) для полной производственной загрузки в течении года.
Второй - это производство из уловов указанных видов водных биоресурсов рыбной продукции «глубокой переработки» (филе или производные из филе, таких как сурими или продукция с добавленной стоимостью).
В определенной мере эта производственная траектория уже реализуется в России. На результаты можно посмотреть.
В супермаркете одной из крупных продуктовых торговых сетей в городе Мурманск (рядом Баренцево море с треской) цена на фирменное филе трески от НОРЕБО в пересчете на килограмм составляет 1750 рублей (со скидкой), на филе минтая почти 800 рублей за килограмм (со скидкой).
Однако, пока еще в рыбной отрасли России остались квоты на треску, пикшу и минтай для малотоннажных и среднетоннажных судов, принадлежащих субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере морского рыболовства. Именно эти рыбодобывающие организации во многом обеспечивают внутренний рынок относительно недорогой рыбной продукцией из российских уловов, в том числе, рыбным филе из белой рыбы с ценами почти в два раза ниже, чем цены НОРЕБО.
«Что хорошо для Дженерал моторс, хорошо для Америки»
Не акцентируя внимание на многочисленных повторах и отсутствие запятых в предложениях НОРЕБО по долгосрочному развитию рыбной отрасли России («предлагаемых новеллах» - из предложений), можно сделать предварительный вывод.
- Предложения имеют экспортно-ориентированный характер и несут угрозу внутреннему рынку доступной для российского населения массовой рыбной продукции из трески, пикши и минтая: рыба мороженая, потрошёная, обезглавленная; относительно недорогое рыбное филе из этих видов рыб.
- Предложения направлены на укрепление нормативно-правовых условий для продолжения фактической монополизации (монополия на квоты) рыбной отрасли России крупными частными организациями, строящими крупнотоннажный рыбопромысловый флот, ориентированный на производство рыбной продукции «глубокой переработки», в основном для реализации на экспорт.
- Предложения имеют дискриминационный характер по отношению к хозяйствующим субъектам, работающим для внутреннего рынка России, эксплуатирующим малотоннажный и среднетоннажный рыбопромысловый флот.
- Предложения в недостаточной мере учитывают социально-экономические интересы удаленных приморских субъектов Российской Федерации.
- Предложения игнорируют потребительские нужды в рыбопродуктах большинства жителей страны.
Предложения по долгосрочному развитию рыбной отрасли России от частного рыбопромышленного холдинга НОРЕБО написаны в целях создания благоприятных условий для обеспечения финансового благополучия холдинга НОРЕБО. Россия тут ни при чем.
Что хорошо для народа - хорошо для России
В 2020 году потребление рыбных продуктов в стране в товарном весе не превысило 14,4 кг на одного человека. Минздрав России в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения установил в 2016 году отвечающий современным требованиям здорового питания рекомендованный объём потребления рыбных продуктов - 22 кг/чел/год (в товарном весе).
В этой связи в период обострившейся кабинетной борьбы «олигархов с длинными судами» за право на рыбное сырье (квоты), правительству Российской Федерации имеет смысл посмотреть на эту «историю» с точки зрения общественной реакции на ситуацию на отечественном рынке пищевых продуктов.
Треска «глубокой переработки» по 1750 рублей за килограмм у большинства российских граждан радости не вызывает. Да и филе минтая по 800 рублей за кило пробуждает чувство презрения и внутреннего протеста. Люди не понимают, что происходит с рыбой. Свои эмоции они адресуют власти.
В то же самое время в недавно подписанных правительственных отраслевых стратегиях до сих пор отсутствует целевой показатель ежегодного объема продукции первичной разделки уловов (общая цифра с разбивкой в перечне видов водных биоресурсов) для поставки на внутренний рынок Российской Федерации.
А ведь чуть более десяти лет назад в «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 г. N 246) подробно изложен раздел «Формирование развитого внутреннего рынка рыбной продукции и его эффективной функциональной инфраструктуры». В 2009 году было определено целевое размещение объемов вылова водных биоресурсов.
Объем рыбной продукции (в товарном весе) из собственного рыбного сырья первого предъявления, направляемый на потребление населением в 2020 году правительством В.В. Путина планировался почти 4 млн. тонн (3976 тыс. тонн).
Отраслевым регулятором предусматривались объемы отечественного рыбного сырья, обеспечивающего рекомендованные Минздравом России нормы ежегодного потребления рыбных продуктов на душу населения (в товарном весе). В рыночных условиях государством планировались регулирующие экономику рыбной отрасли нормативные правовые акты, стимулирующие в первую очередь развитие внутреннего рынка производства и потребления рыбных продуктов.
Что произошло в последние годы? Государство российское окончательно превратилось в «сервис-приложение» для экспортно-ориентированных рыбных олигархов? Тогда правительству нужно признать это, и публично честно сказать гражданам, что рыба вам не по зубам, дорогие россияне - «но вы держитесь».