Около месяца назад познакомился я с молодым коллегой. Насколько молодым? Ему скоро исполнится 30 лет. Поговорили о том, о сем, дошла очередь и до кино. Я вспомнил, как записывал в студии местного телеканала народного артиста России Анатолия Равиковича. Коллега такого актера не знал. Я сказал, что это же Хоботов из «Покровских ворот». В глазах непонимание. Фильма он не видел. И, может быть, никогда и не увидит. Времена изменились. То, что было «культовым» для нас, для молодых таковым не является.
Курс на импортозамещение у нас декларируется очень широко, проникая в самые разные области человеческой деятельности. Но, к сожалению, пока, в основном, декларируется. Коснулось это самое импортозамещение и киноискусства. Ведь многочисленные санкции коснулись и отмены мировых премьер голливудских блокбастеров в России. И теперь, как я это понимаю, поставлена задача насытить кинорынок отечественной продукцией высокого класса. Такой, чтобы стала конкурентоспособной импортной. Кто-то на первом этапе предлагает просто заменить продукцию Голливуда продукцией Болливуда на том простом основании, что индийское кино всегда было очень популярно и в Советском Союзе и в России. Ключевое слово «было». А как сейчас? Ведь в России выросло уже не одно поколение, которое ни одного индийского фильма в глаза не видело.
Я, честно говоря, никогда не был поклонником индийского кино, но знаю, что кумиром наших родителей был Радж Капур, и когда в кинотеатрах шли фильмы с его участием, то кассу брали штурмом. А мы уже смотрели «Месть и закон», «Танцор диско», «Зита и Гита» и так далее. Потом интерес к индийскому кино утих. Особенно по мере появления продукции из Соединенных Штатов. И я очень сомневаюсь, что этот интерес вдруг возродится, как феникс. К тому же, индийское кино само по себе весьма специфично.
Пока суд да дело, какие-то люди, видимо, мнящие себя знатоками и кино и человеческих душ, решили вернуть в кинотеатры старые советские и российские фильмы. Например, «Служебный роман», «Брат» и «Брат-2». Список можно продолжить. Согласитесь, выдать их показ за премьеру вряд ли удастся, хотя, повторю, выросло уже не одно поколение, которое об этих фильмах даже не слышало. Так на каком основании эти «новаторы» решили, что народ ломанется в кинотеатры, чтобы посмотреть за свои деньги кино, снятое 25, а то и 45 лет назад?
Собственно, этого и не произошло. О чем свидетельствуют пустые залы наших кинотеатров. А ведь их судьба должна волновать нас сегодня не в меньшей мере, чем судьба отечественного кинематографа. Я считаю, что в сложившейся сегодня ситуации кинотеатрам не выжить. Никаким. Ни однозальным, ни многозальным. Они сегодня не могут предложить зрителю продукцию, отвечающую запросам народа. Вот люди и не пойдут. А будут смотреть пиратски полученные премьеры в интернете.
Почему мы не пошли в кинотеатры смотреть старое кино? Мое поколение их уже видело не по одному разу, а молодежи нужно кино другое. Я даже в большей степени имею в виду форму, а не содержание. Сейчас кино снимают не так, как 20, 50 или 70 лет назад. Ведь недаром были пересняты фильмы, которые в СССР пользовались феноменальным успехом. Например, «Звезда», или тот же «Служебный роман», или «Экипаж».
Кинематограф как-нибудь выживет. В конце концов, государство поможет. А вот о кинотеатрах я такого сказать не могу. Правда, есть робкая надежда все на ту же помощь государства. Конечно, после того, как до него дойдет, что деньги, которые оно выделяет на сьемки, надо как-то отбивать, а для этого нужны кинотеатры, а в них зрители. Любые. Пусть жующие поп-корн, пусть пьющие кока-колу. Главное, чтобы они платили.
Кстати, сам я в кинотеатры хожу редко. Почему? Да потому, что не люблю «попкорновое» и «кокакольное» кино. Потому что мне не интересно кино, 95% бюджета которого было потрачено на «невиданные» доселе спецэффекты. Для меня главным спецэффектом фильма является игра актеров. Вот такой я старомодный. Или ретроград. Или динозавр.
А еще я не люблю снятое сегодня кино про войну. На мой взгляд, в сегодняшнем кино про войну сама война выглядит красиво. А раньше выглядела страшно. Вот вы и спросите тех, кто воевал, красиво это, или страшно.
Фотография Татьяны Кудряшовой