Орфографический словарь русского языка ежегодно обогащается сотнями новых слов. Говорят, что засилие англицизмов вызвано стремительным развитием компьютерных технологий. Но происходит это не всегда. В наш словарь все настойчивее стучится еще одно слово, которое к всеобщей компьютеризации не имеет никакого отношения. Это слово «скулшутинг». От английских «school» - школа и «shooting» - стрельба.
Очередное чудовищное преступление совершено в российской школе. В понедельник, 26 сентября 34-летний преступник, вооруженный двумя травматическими пистолетами, переделанными для боевой стрельбы, ворвался в школу № 88 города Ижевска и открыл стрельбу. Погибло 17 человек - охранник, учителя, ученики. Им было от 73 до 7 лет. 24 человека получили огнестрельные ранения различной тяжести. Их возраст от 44 до 7 лет. Преступник, сам выпускник этой школы, погиб. Здесь всё чудовищно. И преступление чудовищное. И чудовищно, что оно очередное.
Как такое могло произойти? Почему? Зачем? И нам начали объяснять по уже ставшей привычной схеме. Преступник был шизофреником, состоящим на учете в психоневрологическом диспансере. Травматическое оружие под стрельбу боевыми патронами он переделал сам, кустарным способом. Правда, вот не объясняют, как он смог запастись более чем двумя десятками обойм с патронами. А так, как обычно, каждое лыко в строку, тем более, что покончивший с собой негодяй не сможет ничего подтвердить, или опровергнуть. На одежде преступника была свастика, а на обоймах с патронами было написано слово «ненависть»? Так это же ясно, что он был связан с украинскими неонацистами. Ясно ли? Был ли? Кто ответит?
А может быть, он был последователем Эрика Харриса и Дилана Клиболда? Именно они устроили 20 апреля 1999 года массовое убийство в школе «Колумбайн» (организация запрещена в России). Два этих выродка убили 12 учеников и одного учителя. И тоже скончались. 23 человека было ранено. Ижевский убийца превзошел своих американских кумиров. Но тех, кто устраивает в школах массовые расстрелы, теперь называют колумбайнерами (запрещено в РФ). А «Колумбайн» (организация запрещена в России) - это «неформальное подпольное движение, объединяющее под своим крылом тех, кто интересуется идеями агрессии и скулшутинга. Ярко выраженной структуры, руководства и юридического адреса у него нет. Зато есть подражательство в одежде, стиле, аксессуарах - по всему миру подростки, вовлеченные в деструктивные идеи, повторяют образы Харриса и Клиболда».
Однако, мы ведь о себе, о России. Возможно, мы и тут оказались впереди планеты всей. 5 мая 1874 года гимназист Алексей Скачков застрелил из револьвера директора Якова Предтеченского, который собирался его отчислить. Стрельба произошла в гимназии №9 в Екатеринбурге. Напавший был отправлен в ссылку.
Ностальгирующим по временам Советского Союза и постоянно твердящим, что при советской власти такого не было, скажу: «Было!!!» Четвертого апреля 1950 года в школе № 20 в селе Гыска, что в Молдавии, военрук из-за неразделенной любви к преподавательнице взорвал в кабинете гранату. При этом погибли 24 человека: он, 2 учителя, в том числе объект любви, и 21 ребенок!
Продолжают убивать детей и сегодня. В апреле этого года в рабочем поселке Вешкайма, в Ульяновской области, 26-летний местный житель Руслан Ахтямов открыл стрельбу в детском саду «Рябинка». Он убил воспитательницу и двоих малышей 5 и 6 лет. Сам тоже погиб. В прошлом году было, как минимум, пять таких нападений. Самое громкое - в Казани. Это было массовое убийство в гимназии № 175. Бывший ученик гимназии девятнадцати лет от роду устроил взрыв и открыл стрельбу по людям. Погибли 9 человек - семь учеников и две учительницы, пострадали 32 человека. Полицейские задержали преступника. Многие помнят, наверное, керченского стрелка. Массовое убийство произошло в октябре 2018 года в Керченском политехническом колледже. Его совершил 18-летний студент этого же колледжа. Погиб 21 человек, включая преступника. Пострадало 67 человек.
А годом раньше, в сентябре 2017 года в здании «Образовательного центра № 1» в городе Ивантеевка произошло нападение 15-летнего ученика 9 класса на 39-летнюю учительницу информатики. Он ударил ее топориком по голове и выстрелил в лицо из пневматической винтовки. После этого преступник стал приводить в действие самодельные взрывные устройства, параллельно выкрикивая, что он ждал нападения три года. К счастью, никто не погиб, но пострадало четыре человека. «Ивантеевский стрелок» был приговорен к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Почему я так подробно написал именно об этом случае, обошедшемся без человеческих жертв? Да потому, что он стал первым в России официально признанным случаем, что нападение на школу устроил подражатель Эрика Харриса и Дилана Клиболда, убийц в школе «Колумбайн*».
Что дальше? Писать о том, что мы привыкли к тому, что наших детей и внуков убивают в техникумах, школах и детских садах?! Что будет после ижевской трагедии? А будет как всегда. Развернется широко рекламируемая кампания по поголовной проверке, проверят наличие рамок при входе, тревожной кнопки, отрапортуют о принятых неотложных мерах по обеспечению безопасности, доложат, что впредь все будет еще лучше. А дальше? Будут ждать следующего случая, чтобы организовать новые неотложные мероприятия по усилению, обеспечению и организации?
А чем у нас занимается Росгвардия? Среди ее первоочередных задач значатся: «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности». А еще «охрана важных государственных объектов». Или школа, в которой учатся наши дети, не подпадает под определение «важный государственный объект»? Хотя, по мне, так важнее у нас объектов и нет. Там же наше будущее! Пока Росгвардия, численность которой 340 тысяч человек, запомнилась разгоном несанкционированных митингов и шествий, а ее директор, генерал армии Золотов, тем, что в свое время вызывал на дуэль Алексея Навального. Да, кстати, Росгвардия еще обеспечивает «федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия». А ведь все эти стрелки шли на убийства не с водяными пистолетами. Так обеспечивает или должна обеспечивать?
Почему массовые убийства у нас с пугающей регулярностью происходят в детских садах, школах и техникумах? Почему, как правило, в расправах участвуют ученики, либо бывшие ученики этих школ? Может быть, не все в порядке в нашей, некогда лучшей в мире, системе образования? Почему Государство так спокойно, если не сказать, холодно и равнодушно, относится к убийству детей? Или они считают, что их у нас слишком много? Да ведь охрана детей является прямой и наиважнейшей обязанностью Государства. Конечно, только в том случае, если оно до сих пор считает себя социальным.
*признано террористическим и запрещено в РФ
Фотография Татьяны Кудряшовой