В выступлении на Совете Безопасности России в сентябре прошлого года Президент Д.А. Медведев призвал руководство российских служб безопасности официально установить границы в арктическом регионе. Согласно арктической стратегии, озвученной Совбезом РФ в этом году, данный регион должен, по сути дела, перейти в ведение ФСБ и уже к 2016 году превратиться в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации. Вице-премьер С.Б. Иванов на заседании Морской коллегии при правительстве России, прошедшей 19 июня с.г. в Архангельске, подчеркнул, что работа по признанию границ континентального шельфа России в Арктике продвигается недопустимо медленно. Так с какими же проблемами недопустимо медленно работают наши органы безопасности.
Россия, как известно, имеет неурегулированные проблемы делимитации морских пространств со своими арктическими соседями и на востоке, и на западе. Кроме того, Комиссия ООН по внешним границам континентального шельфа вернула на доработку российскую заявку о северной границе российского шельфа. Этой частью границ занимаются геологи, геофизики и т.д. под руководством МПР.
Что касается нынешних разграничительных линий между Россией и ее соседями по Северному Ледовитому океану, то они отсчитываются от сухопутных арктических пространств, права на часть которых Россия в позапрошлом и прошлом веках утратила, а приобрели - США и Норвегия. Самыми значительными утратами стали Аляска и Шпицберген. И та, и другая утрата в определенной степени связаны с результатами Крымской войны 1853-56 гг.
Наибольшую известность получила продажа Аляски. Россия уступила ее США в 1867 году за 7,2 млн. долларов. Основным проводником этой идеи был брат императора Александра II, великий князь Константин, который вместо заселения огромного американского полуострова площадью 1,5 млн. кв. км освободившимися от крепостной зависимости русскими крестьянами добился продажи Аляски Соединенным Штатам Америки за сравнительно небольшую сумму, составлявшую порядка 3 процентов бюджета тогдашней России.
Большая часть суммы, выплаченной за Аляску, должна была пойти в казну российского государства, около миллиона долларов - Российско-Американской компании, которой фактически и принадлежал этот полуостров, а 165 тысяч долларов было передано российскому посланнику в Вашингтоне Э.А. Стеклю (в частности на взятки по стимулированию процесса продажи Аляски) по статье негласные расходы, которые он производил практически бесконтрольно. Только эта часть была использована по назначению. Первые две части выплаченной суммы так и не дошли до адресатов.
К разряду еще одной утраченной территории в Арктике, на которую у России были определенные права, можно отнести Шпицберген. С XVII по середину ХIХ веков здесь были постоянные поселения архангельских поморов, и сначала Московское государство, а затем Россия фактически осуществляли эффективную оккупацию этого архипелага, что давало ей основания объявить его частью своей территории. В результате разорения прибрежных архангельских сел англо-французской эскадрой во время Крымской войны зимовки поморов на Шпицбергене прекратились.
В начале 1870-х годов Швеция решила построить на архипелаге поселок и предложила европейским странам в этой связи передать Шпицберген под суверенитет находившейся с ней в унии Норвегии. Это предложение не встретило поддержки со стороны России. В 1905 г. после выхода из унии Норвегия уже сама продолжила попытки приобрести Шпицберген. Россия первой признала ее независимость, но не поддержала такие планы.
Незначительное по времени постоянное проживание норвежцев на этом архипелаге, выражавшееся, в частности, в том, что большая часть норвежских зимовщиков добывала уголь на земельном участке, принадлежавшем гражданину США Д. Лонгиеру, не подпадало под определение эффективной оккупации и не позволяло требовать на этом основании признания норвежского суверенитета над архипелагом. В этой связи основой требований Норвегии о территориальном приобретении Шпицбергена на Версальской мирной конференции было возмещение потерь, понесенных норвежским торговым флотом в годы Первой мировой войны.
По Парижскому договору о Шпицбергене, подписанному в 1920 году в Версале без участия России, страны, участвующие в нем, согласились признать суверенитет Норвегии над этим архипелагом на определенных условиях. Наиболее жесткие условия касались разработки дополнительного международного джентльменского соглашения о горном уставе для Шпицбергена. Они сохранились в неизмененном виде в его нынешнем тексте и, по мнению министерства юстиции Норвегии, представляют собой положения, несовместимые с достоинством суверенного государства.
В 1924 г. Советский Союз признал суверенитет Норвегии над Шпицбергеном в ответ на дипломатическое признание со стороны норвежского государства. При этом СССР обязался не выдвигать возражений против договора о Шпицбергене и прилагаемого к нему дополнительного международного соглашения о горном уставе, которое на момент такого заявления не было до конца ни разработано, ни, тем более, утверждено.
А это дополнительное соглашение не только определяет режим Шпицбергена, но и может стать ключом к установлению в прилегающих к архипелагу пространствах, составляющих в совокупности более 1 млн. кв. км, такого же режима, как и на архипелаге, что крайне невыгодно для Норвегии. Этот режим может также стать ключом к решению тех задач, которые поставило перед нашими органами безопасности руководство России.
Сейчас практическое значение Шпицбергена для России определяется рядом факторов экономического и геополитического характера. В первую очередь, речь идет о богатых рыбой районах, находящихся в прилегающих к Шпицбергену морских пространствах. Первыми их начали осваивать российские промысловики. Норвежцы создали в 1977 г. здесь так называемую не дискриминационную рыбоохранную зону, никак не связанную с тем режимом, установление которого предусматривают положения Парижского договора о Шпицбергене 1920 г.
С учетом того, что в прилегающих к архипелагу пространствах может находиться до 1 процента мировых нефтегазовых запасов, Норвегия в 1985 г. установила в шельфовых пространствах в зоне действия договора о Шпицбергене (за исключением территории архипелага, где предусмотрен весьма низкий уровень налогообложения) нормы нефтегазового закона континентальной части страны.
Тем самым Норвегия, применив специфические приемы юридической техники, вывела прилегающие к архипелагу пространства из-под действия договора о Шпицбергене и пытается за счет законодательного, административного и суверенного ресурса регулировать правоотношения в зоне действия договора о Шпицбергене нормами национального законодательства, не имеющими никакого отношения к договорному режиму архипелага.
При разграничении морских арктических пространств с соседями наша страна ориентируется на границы полярного сектора, которые были установлены еще в прошлом и позапрошлом веках. Единственным государством, границы арктического сектора которого установлены в международном договорном порядке являются США. С восточной стороны ее сектора соответствующая линия была установлена положениями российско-английской Конвенции 1825 года о границе между российской Аляской и английским доминионом Канада, а на западе - российско-американской Конвенцией 1867 года об уступке Аляски. В первом случае линия шла из моря Бофорта до Северного полюса, а во втором - из Берингова пролива также до Северного полюса.
В 1926 г. СССР и Канада своими национальными законодательными актами завершили определение статуса сухопутных пространств в полярных секторах и соответственно их западную и восточную границы. У западной границы российского арктического сектора образовалась прямоугольная впадина, наличие которой объясняется учетом координат, указанных в договоре о Шпицбергене. В свою очередь, эти координаты были предложены в 1910 году Россией в проекте Конвенции о Шпицбергене, разработка которой велась до Первой мировой войны. В 1919 году эти положения российского проекта Конвенции были механически перенесены в проект договора о Шпицбергене, а затем продублированы в решениях Советского правительства об установлении границ полярного сектора.
Ориентация Советского Союза на границы полярного сектора при разграничении пространств в морской Арктике бала выгодна США, но не выгодна Норвегии, которая, кстати, придерживается принципа срединной линии при разграничении здесь пространств со всеми своими соседями. В 1990 г. США заключили с СССР Соглашение о разграничении морских пространств, в основу которого были положены разграничительные линии российско-американской конвенции 1867 года.
По мнению немногочисленных российских экспертов по Арктике, Советский Союз больше потерял, чем выиграл от заключения соглашения 1990 г., не ратифицированного до настоящего времени российскими законодателями. При этом эксперты-политологи считают, что в его основе лежало желание тогдашнего советского руководства укрепить отношения с США, а эксперты, специализирующиеся в области международно-правовой проблематики Северного Ледовитого океана, - повлиять на позицию Норвегии на переговорах о разделе морских пространств в Баренцевом море. Однако ни те, ни другие надежды не оправдались. Россия вот уже скоро 40 лет ведет переговоры с Норвегией о делимитации морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Площадь спорных пространств между Россией и соседними арктическими странами равна приблизительно 200 тысяч кв. км. В пределах расположенного здесь перспективного на нефть и газ шельфа может находиться более 2 процентов мировых запасов этих природных ресурсов. Если в годы войны судьбу таких пространств на европейской суше решало искусство военачальников, то сейчас при разграничении шельфовых пространств между Россией и ее соседями в Арктике первую скрипку должны сыграть юристы-международники, а также политики и дипломаты.
Александр ОРЕШЕНКОВ, к.ю.н., г. Москва.