Казалось бы, повальная цифровизация, о которой так много говорили, почти свершилась, и переход женщины в замужнее состояние с последующей сменой фамилии должно было стать проще. Должно было. Но, как часто это бывает, что-то пошло не так. Хотим рассказать вам историю северянки, и её «хождение по мукам».
«О том, что смена всех документов пройдёт нервно я и так подозревала, но не думала, что она настолько затянется в силу того, что живу я в одном городе, работаю - в другом. И ни один, ни второй - это не областной центр. Начну с того, что дата нашей регистрации брака выпала на период моего краткосрочного отпуска. И буквально через неделю после этой даты мне необходимо было выходить на работу, соответственно, уезжать. По крайней мере, я успела понять, что в первую очередь мне придётся поменять из документов после смены фамилии», - рассказывает Анастасия.
Полный перечень доступен в интернете, на сайте Госуслуг: Замена документов после вступления в брак | Портал государственных услуг Российской Федерации (gosuslugi.ru).
1. Паспорт
«Чтобы заменить паспорт, много труда не потребовалось. После регистрации брака в этот же день вечером я ввела данные свидетельства о браке, заполнила заявление на замену паспорта, оплатила госпошлину (300 руб.). Сразу пришло уведомление, что все автоматизированные проверки на портале ФМС пройдены, дело успешно подано. На следующий день на Госуслугах мне написали, что заявление принято к рассмотрению, после проведения всех проверочных мероприятий меня пригласят в миграционный пункт по месту прописки (получала я паспорт именно по месту регистрации). Уведомление должно было прийти мне в личный кабинет. Вот тут начались первые нервишки. Мне обозначили срок, если не ошибаюсь 7 дней, в течение которых мне должно было прийти приглашение в миграционный пункт. На 6 день мне пришлось самой звонить, так как уведомление не приходило, а следующий день был последним, после которого выходные, когда мне необходимо было уезжать, соответственно, нужен был паспорт», - вспоминает Анастасия.
По телефону сотрудник миграционного пункта сообщила девушке, что у них возник какой-то технический сбой, поэтому уведомление не приходило. И тут сразу вопрос, а что если бы оно не пришло? Как заявительница должна была узнать, когда приходить в миграционный пункт? Оказалось, на следующий день после звонка.
«Тут же у меня обновился на Госуслугах комментарий от ФМС: дата и время посещения МП, оригиналы документов, которые необходимо взять с собой (старый паспорт, 2 фотографии, свидетельство о браке). Посетила МП я сразу на следующий день, утром принесла все необходимые документы, опять заполнила заявление. Сотрудница МП сказала, что паспорт будет готов во второй половине дня. Соответственно, уже вечером я его забрала».
Через день-два девушка попыталась ввести данные паспорта на Госуслугах, чтобы продолжить смену остальных документов. Но тут ей сообщили, что проверка паспорта начнётся после актуализации данных СНИЛС.
2. СНИЛС
На сайте Госуслуг было написано, что СНИЛС можно актуализировать через личный кабинет на сайте СФР, через работодателя или лично в отделении СФР.
«Так как в понедельник мне надо было быть на работе, я решила сменить СНИЛС через работодателя. Соответственно, сразу после выхода в первый рабочий день я обратилась в кадры, чтобы заодно сменить фамилию в рабочих документах. Написала заявление, кадровые работники сказали, что пришлют обновлённый СНИЛС на рабочую почту. К слову, сейчас уже красивые карточки с номером СНИЛС не выдают. А присылают документ на А4 по установленной форме с электронной подписью. К слову, номер СНИЛС при смене фамилии остаётся тем же», - делится впечатлениями северянка.
3. ИНН
На сайте Госуслуг пишут, что свидетельство ИНН менять не нужно. И это вроде бы верно. Номер, по аналогии со СНИЛС, остаётся тем же.
«Но на работе у меня сразу запросили печатную версию ИНН, чтобы сохранить её в личное дело. Так как у меня печатной версии не оказалось, мне пришлось обратиться в МФЦ. Хотя на сайте Госуслуг написано, что в том числе можно скачать его в личном кабинете на сайте ФНС или получить лично в ФНС. Удивительно то, что ни в том городе, где я зарегистрирована, ни в том, где работаю, отделения ФНС как такового нет. Попробовала я также зайти в личный кабинет в приложении. Но оно работает с ошибками, а если пытаюсь обновить персональные данные, то высвечиваются какие-то безумные сроки, когда эти данные обновятся (писали, что в течение 30 дней)».
Девушка пошла по пути наименьшего сопротивления и обратилась в МФЦ. Там приняли заявление, заодно предложили обновить и СНИЛС.
«Мне сказали, что его могут обновить даже за 5 минут, и так как с работы мне его ещё не направили, я написала заявление на получение СНИЛС в МФЦ, тут где быстрее придёт. Но СНИЛС в течение пяти минут не пришёл. По истечении недели я забрала и печатный ИНН, и печатный СНИЛС. Оба документа по новой установленной форме. ИНН теперь тоже просто на листке А4. Красивого свидетельства вы не получите», - говорит Настя.
После получения обновлённых СНИЛС и ИНН, - второй подход к паспорту: снова на сайт Госуслуг, где нужно ввести данные, и проверка паспорта будет успешно завершена.
4. Водительское удостоверение
Здесь прошло всё очень быстро и без проблем. Так как на Госуслугах уже обновились все данные, нужно заполнить заявление на замену водительского удостоверения, оплатить госпошлину. В 2023 году она составила 2000 рублей.
«Дату я назначила на Госуслугах, которая была удобна мне. Плюс получить водительское я решила по месту регистрации, так как в определённую дату мне необходимо было там оказаться по личным делам. Решила совместить приятное с полезным. Заявление на получение водительских прав было принято и зарегистрировано ведомством достаточно оперативно. Обновить водительское я решила на срок, который был указан в старом, так как оно было действительно ещё 4 года. Не захотела я заморачиваться с медкомиссией, чтобы заменить водительское сроком на 10 лет. Итак, волокиты с документами мне хватило. В назначенную дату я пришла со старым водительским, паспортом и свидетельством о браке Поменяли мне удостоверение примерно за минут 15-20. Я подписала документы, меня сфотографировали, внесли данные и выдали новые права».
Не забудьте про смену страховки и обновление паспорта транспортного средства.
5. Загранпаспорт
Загранпаспорт в силу определенных причин: политических и личных северянка менять не стала.
6. Банковские карты
Тут количество времени, потраченного на замену карт, зависит от банка. «В случае с зарплатным банком у меня проблем не возникло. Я позвонила на горячую линию банка, меня соединили с оператором, он создал заявку, уведомление мне пришло в приложение, в чат я отправила скан паспорта и мне быстро поменяли персональные данные. На следующий день сразу же отправили курьером новую карту на новую фамилию», - говорит Анастасия.
Но проблема неожиданно возникла с картами Сбербанка, девушка пытается их поменять до сих пор.
«Когда у меня обновились все данные на Госуслугах, я зашла через приложение банка и обновила их, авторизовавшись на Госуслугах. Данные обновились, но в приложении банка высветилось, что паспорт не проходит проверку в МВД. Я позвонила на горячую линию, мне рекомендовали обратиться в отделение банка, ссылаясь на ошибку. Я обратилась в отделение на следующий день, где у оператора также возникла такая же ошибка с проверкой. Мне рекомендовали обратиться в миграционный пункт, чтобы его сотрудники исправили ошибку в базах данных», - вспоминает северянка.
На следующий день она написала на Госуслугах во вкладке с заявлением на получение паспорта, о возникшей ситуации, где ей ответили, что они ещё раз перепроверили все данные, паспорт проходит все проверки, обратитесь вновь в отделение банка.
«В отделении ошибка повторилась. Я позвонила на горячую линию банка, мне сказали оформить обращение через приложение с приложением скана с комментарием МВД о действительности паспорта. Спустя некоторое время моё обращение рассмотрели и рекомендовали обратиться в отделение банка, чтобы обновить версию приложения банка на айфоне. Сотрудница сказала, что, скорее всего, проблема в приложении, которое устарело, а обновить его на айфоне через appstore в настоящее время нельзя из-за санкций. Дойти до отделения планирую в ближайшее время».
7. Полис ОМС
Как пишут на сайте Госуслуг, чтобы обновить полис ОМС, необходимо обратиться в страховую компанию. В день обращения вам бесплатно выдадут временное свидетельство. Оно даёт право на получение медицинской помощи и действует до момента получения полиса, но не более 45 рабочих дней. Новый полис выдадут в течение 30 рабочих дней. Понадобятся паспорт, свидетельство о браке, старый полис, СНИЛС. Также можно обратиться в другую страховую компанию по выбору и получить новый полис в ней.
«Я решила оставить старую страховую. И вот тут очередные трудности: чтобы поменять полис, необходимо ехать в Мурманск, так как филиал страховой находится только там и работает только по будням с 9 до 17. В этом случае, пришлось брать отгул на работе, чтобы заменить полис», - отмечает Настя.
Полис был страховой группы СОГАЗ. В филиал девушка приехала ближе к концу рабочего дня в пятницу, очереди в отделении не было:
«Я сразу подошла к свободному оператору. Сообщила, что хочу поменять персональные данные в связи со сменой фамилии после регистрации брака. У меня попросили паспорт и старый полис. Ввели новые данные. Теперь, как оказалось, полисы электронные, и они автоматические подгружаются на Госуслуги. Никаких «бумажек» больше нет. Старый полис отдали на память. Всего на замену у меня ушло не более 15 минут. Опять же, главный минус, что пришлось из-за этих 15 минут ехать в другой город».
Вот так в век тотальной цифровизации всё спотыкается и прихрамывает по факту.
На всякий случай, напомним, какие документы не нужно менять, согласно сайту Госуслуг:
- документы, связанные с наличием имущественных прав, например, свидетельство о праве собственности на недвижимость. Они действительны при предъявлении паспорта и свидетельства о браке;
- документы об образовании;
- трудовая книжка. В неё вносится запись о смене фамилии.