В столице на ВДНХ открылась международная выставка-форум «Россия». До середины апреля москвичи и гости города могут посмотреть всю страну в одном павильоне. Регионы представили главные достижения и поводы для гордости. Некоторые СМИ, собрав информацию по госзакупкам, подсчитали, что стоимость всей экспозиции обошлась бюджету в 5,1 млрд рублей. Самый дорогой стенд - Воронежской области, он стоит 127 млн. Мурманская область на самопрезентацию потратила 18,2 млн рублей из резервного фонда правительства.
Спецкор Nord-News прошелся по «России» и оценил усилия регионов.
Стенд Мурманской области представляет собой интерактивный экран, на который опирается «Алеша», с другой стороны из него словно выходит нос ледокола. Часть экрана закрывает стеллаж с ячейками, из-за чего не всегда можно прочесть текст транслируемого видеоролика. Посредине - интерактивный информационный «стол», еще два экрана установлены в виде, наверное, сапбордов. На стенде - девушка-волонтер, которую мы и попросили подробно рассказать об экспозиции.
«Здесь можно прочитать про жизнь в Мурманске в целом, как там можно учиться, отдыхать и работать», - девушка в свитере с надписью «На Севере - жить!» демонстрирует на интерактивном столе презентацию про индивидуальное жилищное строительство. Потом показывает на вертикальную часть экспозиции. «Там можно прочитать про службу в Мурманске, для тех, кто хочет служить, это таблица «Мурманделеева», там представлены самые значимые вещи Мурманска: памятник Алеше и краб тоже, которых много в Мурманске».
Просим рассказать про таблицу «Мурманделеева» подробнее, там среди «элементов» - «крабий», «снегий», «морошкий», «портий», «рыбий» и «северный флот», почему-то без варианта «севернофлотий», так же, как и Кольская АЭС и Мурманский транспортный узел. Новатэк прописан как NVTK, а Кольская ВЭС, как КV. Но судоремонт как «судоремонтий». Очень любопытно, почему так, такое впечатление, что крупные корпорации просто не хотели обидеть вариациями типа «новатэкий».
«Если честно, вы лучше qr-код отсканируйте, там все есть», - отсылает нас девушка. Но рассказывает, что краб раньше был камчатский, а теперь его зовут мурманским. А также отсылает нас к вертикальным экранам, где «бизнесмены рассказывают, почему им нравится жить в Мурманске» и предлагает заполнить заявку на переезд в регион, прочитав, какие есть вакансии. Собственно, туда мы и направились.
На стендах-сапах представлены «истории людей, связавших жизнь с заполярным краем».
Если честно, немного странно, в этом списке выглядит коренной народ Севера и далее представители, судя по всему, малого бизнеса. Нас заинтересовал самый экзотичный вариант - Абду. В видео он рассказывает, как оказался на Севере, взял «губернаторский стартап» и открыл свою школу плавания.
Такие же короткие видеопрезентации были и у других героев, правда, например, Романа посмотреть не удалось - вместо него снова шла презентация жизнерадостного Абду.
«Надо сказать, выставка Мурманской области была не самой многолюдной, и к ней не было очередей и толп людей, жаждущих познакомиться с Кольским Заполярьем. Хотя многие регионы смогли себя достойно презентовать не столько «дорогой мультимедийностью», сколько живым интересом к посетителям. Когда я пришла на выставку в Херсонской области - экскурсовод погрузил в знакомство неизвестной мне областью. Я не могла пройти мимо и с удовольствием послушала увлекательную экскурсию. То есть всего достаточно было 1 минуты с лишним, чтобы успеть рассказать об основных достижениях региона и оставить очень яркое впечатление о регионе. В то же время девушка-экскурсовод Мурманской области никак не смогла заинтересовать меня как постороннего посетителя Кольским Заполярьем. К тому же добавила, что она живет сама в Москве и ничего не знает лично про мурманского краба и морошку и лишь предложила «считать QR-код», - поделилась впечатлением посетительница, отходившая от стенда Мурманской области.
Давайте посмотрим, что у других?
На стенде Бурятии любой желающий мог примерить на себя национальный костюм на фоне любого живописного пейзажа региона.
Лучшая морошка была замечена на стенде ЯНАО.
Самый впечатляющий краб был запечатлен на выставке Сахалинской области. Он оказался каких-то нереальных размеров. Его можно потрогать и с ним фотографировались все.
Один из самых впечатляющих стендов - Камчатка, видео с извержением вулкана потрясает и привлекает всех посетителей.
Знакомство с еще одним холодным регионом страны - Якутией. Здесь также разработана концепция «химических элементов», но удобно, что не нужно переходить по QR-кодам, а можно прочитать все сразу. Да и не у каждого посетителя есть интернет.
А еще можно было сделать фото на фоне алмазов.
Приятный бонус для посетителей стенда Приморского края - возможность выиграть путешествие в регион.
Приморский край оригинально подошел к освещению региона - они воссоздали целый лес, даже с запахами, где были представлены видеосюжеты с леопардом местного заповедника, который попал на фотоловушку.
Симуляция добычи янтаря в Калининградской области. Каждый мог попробовать себя в роли добытчика «солнечного камня».
На стенде Пермского края был представлен робот Арди - новый проект пермских робототехников, который умеет петь, читать стихи и делать селфи.
Кроме робота для гостей выставки было несколько кинозалов со спецэффектами (влаги, ветер, дым), которые скрыты за тремя дверьми. Это своеобразные порталы, которые способны погрузить посетителей выставки в Пермский край.
Тульская область решила рассказать о зенитно-ракетном пушечном комплексе «Панцирь».
«Панцирь-С» - современный зенитный ракетно-пушечный комплекс ближнего действия (разработан КБ приборостроения имени Шипунова, холдинг «Высокоточные комплексы», «Ростех»). Комплекс стоит на вооружении российской армии и поставляется на экспорт.
Выставка очень масштабная и интересная. Честно, после других регионов экспозиция Мурманской области кажется довольно скромной. Пожалуй, скромнее только у Брянской области, где были представлены землянка, поезд и модель зала для единоборств.