Мурманский драмтеатр завершил сезон премьерой по пьесе «Девятый выпуск». Это, пожалуй, самый совершенный в плане сценографии. Единственный из просмотренных нытиком, где используется поворотный круг сцены, где задействованы все планы, есть динамичная смена декораций и использовано много зрелищных световых решений (за падугами мурманской драмы оказывается скрывается богатый набор световых приборов).
Спектакль хорош как необычными декорациями, связывающими драму конца 19-го века с античным Римом, так и техническими решениями с их разнообразным использованием - когда лестница может быть и аллегорическим карцером, где томится один из лицеистов, и библиотечной полкой.
Но тем обиднее, что актерский компонент от этого действа отстаёт даже не на пару шагов, а на пару километров.
Сперва произведение. Небольшая пьеса об извечно актуальных проблемах молодых людей – с переживаниями, бунтами из-за обостренного чувства справедливости, любовью, дружбой и завистью, верностью и предательством. В противовес этому горячему миру – другая, расчетливо циничная взрослая жизнь с политическими решениями. Мальчишек «пушкинского» лицея в этой пьесе «убивают» дважды. Сперва суровым наказанием за бунт, потом оправданием со вторым дном – «чтобы не делать из них героев».
Очень кипящая, но небольшая по театральным меркам пьеса в других театрах часто адаптируется под малую сцену. В «Девятом выпуске» не так много локаций и действий, в «полном формате» это может казаться скучноватым. На малой сцене представляют произведение в Первом русском театре в Ярославле, театре Пушкина и школе-студии МХАТ. Но вот впервые пьесу зритель увидел также, как и в Мурманской драме, на большой сцене. В 2018-м её поставил в Забайкальском краевом театре на средства гранта Минкульта России тогдашний худрук Николай Гадомский. Он даже играл там Великого князя Михаила Павловича.
- Потому что мы с ним похожи визуально. Я просто посмотрел портрет, думаю это же мой двойник, - признавался режиссер журналистам.
Видео читинской версии в сети практически нет, но по отрывкам заметно, что упор может быть сделан на хореографию. А вот в 2023-м историю о девятом выпуске ставил Театр Пушкина и Школа-студия МХАТ. Там в пьесу вплетен современный компонент – лицеисты устраивают рэп-батл.
В Мурманске актеры просто поют. Много и, простите, но как могут. Тут сложно не согласиться с преподавателем одной из мурманских музыкальных школ, которая в антракте на премьере спектакля пошутила:
- Люди с такими вокальными данными в караоке петь стесняются, а тут прямо со сцены…
С ней согласна и зритель Анна, которая оставила на сайте театра один из первых комментариев:
- Постановка красивая: декорации, костюмы, свет. Звук хороший. Сцена крутится. Сценарий скучноват. Главные исполнительницы ролей Насти и Лизы поют фальшиво, высокие ноты вообще не могут взять. Очень резало слух.
Пара околовокальных сцен, может быть, не врезалась бы в невинного зрителя такими острыми иголками, но в мурманской версии «Девятого выпуска» их не менее десяти. Человеку с музыкальным слухом явно придется по вкусу фраза «Полно, Настенька, хватит» из первой части пьесы. Лизоньке и лицеисту Яхонтову тоже хочется кричать «Полно!» вместо «Браво».
На сайте указано, что постановщиком вокальных номеров в спектакле выступила мурманчанка Мариза Зита. На своей странице в ВК выпускница Мурманского колледжа искусств призналась, что это её первый подобный опыт:
- Сейчас я работаю с артистами нашего драматического театра в качестве приглашенного педагога по вокалу. Времени очень мало, объём работы велик, но я так воодушевлена! Мне так интересно и так нравится. Кроме того, я давно этого хотела и очень рада такой возможности, - написала девушка.
Впрочем, неискушенный мурманский зритель на премьере в большинстве вокальные творения встречал аплодисментами. Возможно причина не в том, что у театралов повально отсутствует слух, а в том, что для северян необычен сам формат использования возможностей сцены. На первом повороте сценического круга, который есть в мурманском театре с момента реконструкции, в зале слышалось отчетливое «ух ты!». А еще кашель. Именно эта постановка в МОДТ вызывает першение в горле. Это издержки работы генератора так называемого «легкого дыма» при несправляющейся вытяжной вентиляции. Затуманенность проявляет рисунок световых приборов, которые активно используются в «Девятом выпуске», но не растворяется так, как должна. Во втором акте на сцене оказывается уже настоящий туман, из которого выплывают действующие лица.
Отдельно хочется отметить Лизоньку в исполнении Дианы Артемовой. Она неуместно делает пьесу со сложными драматическими линиями комедией. Смех в зале над её попыткой реветь из-за неразделенной любви – скорее провал, чем позитивная реакция зрителя. Лиза в пьесе – типичная девушка-подросток, она впадает из крайности в крайность, Лиза на сцене мурманской драмы – угловатая комедийная недотепа, отдаленная и обиженная на всех.
Резюме: сходить на «Девятый выпуск» в новом сезоне обязательно надо. Художник-постановщик Татьяна Колесникова из Астрахани и художник по свету Елена Древалёва из Москвы открыли северянам глаза на возможности Мурманского областного драматического театра. А сценическое караоке, будем надеяться, за каникулы смогут побороть. Всё-таки на постановку пьесы у труппы было рекордно мало времени. Сами актеры в кулуарах жаловались, что в неделю приезда режиссёра-постановщика Сергея Тараскина из Астрахани пришлось работать даже без выходных.
Фото: Мурманский областной драматический театр
Читайте также:
РЕЦЕНЗИИ ТЕАТРАЛЬНОГО НЫТИКА. Кризис на севере начинается раньше
РЕЦЕНЗИИ ТЕАТРАЛЬНОГО НЫТИКА. Пусть дети знают, чем пахнут наркотики?